Дхарма – что в буддизме понятно европейцу

Дхарма — это одна из тех немногих вещей, что способна сделать буддизм понятным небуддисту. Буддизм может сколь угодно сильно отличаться от авраамических религий, быть сколь угодно причудливым и необычным в глазах представителя западной культуры; однако, когда речь заходит о дхарме, мы неожиданно оказываемся на хорошо знакомой почве, а туманный азиатский антураж становится именно что антуражем. Постороннему человеку от этого буддизм ближе не станет, однако это позволяет вздохнуть с облегчением — хоть что-то общее у нас все-таки есть, а стало быть — есть и возможность взаимного понимания и диалога.

Несмотря на непривычное звучание этого слова, с тем, что оно обозначает, сталкивался каждый и не один раз, потому как в той или иной форме дхарма и ее родственники обретаются в доктринах едва ли не всех религий и философских учений. В Древней Греции и Древнем Риме верили в естественное право, на котором должны основываться человеческие законы. Даосисты верят в Путь-Дао, по которому движется Вселенная. У Августина Аврелия можно найти упоминания об ordo amoris, согласно которому каждой сущности полагается та степень любви, которой она заслуживает. Иммануил Кант говорил о категорическом императиве ("Поступай согласно только той максиме, которую ты бы хотел видеть в качестве универсального закона") — список можно продолжать еще долго.

В конечном итоге все эти идеи сводятся примерно к одному и тому же — что имеется некая объективная система ценностей, которая не установлена общественным договором, не создается людьми произвольно, а является частью мироздания или, как минимум, человеческой природы. То есть то, что одни явления, поступки и решения по определению благи, а другие — по определению злы, вне зависимости от временного периода, культуры и нации, к которой принадлежит человек. И именно степенью соответствия человека этой системе ценностей, определяет его добродетельность.

Читайте также: Буддизм — путь или "страшилка" для Запада?

В случае с дхармой эти правила обозначены как нечто даже более серьезное, чем просто свод свойственных вселенной законов. Буквально слово "дхарма" означает "то, что поддерживает" — и понимается это поддерживание очень прямо, потому что благополучие вселенной базируется на том, насколько соблюдаются законы дхармы. Применительно к более личным вопросам — только через последовательное соблюдение правил дхармы человек может постепенно освободиться от колеса перерождений, что для буддизма является самым большим приближением к понятию рая.

Другой близкий перевод этого слова — "долг". В индуизме, откуда это понятие изначально было позаимствовано, оно употребляется как одна из основных целей человеческой жизни, которые выстраиваются в следующую иерархию: исполнение желаний (Кама), обретение собственности (Артха), следование долгу (Дхарма) и просветление и избавление от колеса перерождений (Мокша).

Впрочем, когда идет речь о дхарме, следует помнить, что оттенки значения могут сильно варьировать в зависимости от того, кто же, собственно, оперирует этим понятием. Для индуиста дхарма — нечто достаточно практическое и приземленное, потому как имеет дело, по большей части, с правами и обязанностями четырех основных каст. Таким образом, дхарме следует тот, кто строго и неукоснительно делает все, что ему предписано кастовой системой, и не злоупотребляет своими правами (ежели таковые имеются). Кто ведет себя неподобающим для своей касты образом — тот не следует дхарме и заслуживает осуждения.

Для буддиста дхарма — нечто гораздо более универсальное и, как следствие, размытое: это и долг, и всеобщий закон вселенной, и собрания излагающих доктрину текстов, и учение Будды вообще (собственно, на протяжении долгого времени оно дхармой и называлось — с приблизительной расшифровкой "то, каким все является на самом деле").

Естественно, раз есть позитив, должен быть и негатив — и у дхармы тоже имеется свой противовес, адхарма, что дословно значит "не-дхарма, то, что не соответствует закону" — как человеческому, так и универсальному. Иными словами — аморальность и порочность.

Читайте также: Буддизм: как бороться с ущербностью жизни?

Для познания и постижения дхармы требуется, говоря вкратце, делать две вещи: признать существование источников страдания и пресекать их. Учитывая, что в буддизме главный источник мучений — это признание себя индивидуальной личностью, несложно понять, что человек должен делать в первую очередь, чтобы постигнуть дхарму. Чем меньше он держится за собственное "я", тем ближе он подходит к пониманию истинного положения вещей.

Если же говорить о более практических рекомендациях, то для постижения и следования дхарме требуется воздерживаться от десяти неблагих деяний (убийство, присвоение чужой собственности, разврат, ложь, клевета, оскорбления, суесловие, алчность, недоброжелательство и неправильные взгляды) и совершать десять благих (которые, впрочем, в основном заключаются как раз в воздержании от первых десяти).

С небольшими вариациями это очень напоминает десять библейских заповедей, равно как и моральные положения едва ли не всех прочих религий и культур. Кое-кто будет рад сделать из этого факта вывод, что все религии по сути своей одинаковы и отличаются разве что антуражем. Это, разумеется, далеко от истины, но отрицать, что элементы универсального закона присутствуют в каждой из них, было бы по меньшей мере неосмотрительно.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Энергетическая экспансия США: уголь для Украины, СПГ для Литвы
Курт Волкер пообещал восстановить территориальную целостность Украины
Вернувшимся на родину литовцам обещают "теплый прием и заботу"
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Порошенко снова обещает предложить перемирие в Донабассе
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Александр РАЗУВАЕВ: сдерживание роста зарплат — лоббирование интересов крупного капитала
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Тела погибших моряков эсминца "Джон Маккейн" найдены в отсеках корабля
Война памятников: они и мы
Почему Китай не спешит подписать торговое соглашение с ЕАЭС?
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Олег АНДРЕЕВ — о псевдоценностях Запада и истинных сокровищах России
Мировой терроризм не обойдет Россию
Названы семь самых неоправданно дорогих продуктов питания
В Москве вместо детского паззла в посылке нашли 30 килограммов наркотиков
Макрон: принимать мигрантов — дело чести
Путин поставил вопрос о конкурентоспособности российских портов
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов