Стать посвященным в высшие тантры буддизма ваджраяны можно и в Подмосковье

Тантрический буддизм из Подмосковья

В России довольно популярны восточные практики и философия. Чтобы приобщиться к высшей тантре буддизма, совсем необязательно ехать в Тибет. Это можно сделать и в Подмосковье. Одна из общин тантрической школы Дзогчен обосновалась в здании бывшего подмосковного пионерлагеря. Побывавшая там москвичка поделилась с "Правдой.Ру" своими впечатлениями.

В России еще в застойные времена была мода на восточную философию — последняя служила прекрасной отдушиной от серых советских будней. А уж после "перестройки" экзотические духовные практики расцвели буйным цветом. Эта история о том, как я побывала в буддистской общине под Москвой. Хочу добавить, что я не буддистка, просто было любопытно…

Итак, в пятницу вечером мы с подругой Еленой и моим знакомым Анатолием (который, собственно, и пригласил нас сюда), вышли из автобуса и направились к бывшему пионерскому лагерю, теперь являющемуся собственностью дзогчен-общины.

Дзогчен, или Дзогпа Ченпо — одно из направлений тантрического буддизма. Согласно тибетскому преданию, первым Учителем дзогчен был тибетец Гараб Дордже, живший в I веке до нашей эры. Когда Гараб Дордже медитировал, его посетил сам Будда Шакьямуни, приняв облик Будды Ваджрасаттвы. С Ваджрасаттвой могут общаться только избранные буддисты, поскольку он передает тайные знания, относящиеся в высшей тантре.

Приняв знания от Ваджрасаттвы, Дордже сделал их тайной буддистской традицией. Сами буддисты говорят о дзогчен так: "Оно выходит за пределы кармического закона причины и следствия". Практики дзогчен разрешают то, что категорически запрещают традиционные сутры. Например, есть мясо или пить вино. Люди, хотя бы поверхностно знакомые с буддизмом, впадают в недоумение: почему адептам дзогчен можно то, что нельзя остальным?

Буддисты направления Дзогпа Ченпо обычно отвечают так: запреты на мясо и вино — это призыв к воздержанию. Учение Дзогчен, как и любое учение Ваджраяны, наоборот, проповедует раскрепощение всей природы человека. Буддист, налагающий на себя ограничения, не может в полной мере следовать учению Будды Шакьямуни.

Читайте также: Русский буддизм, или Таблетка от страха

Фото: AP

После этого небольшого исторического экскурса стоит вернуться в наше время. Итак, мы подъехали к зданию московской дзогчен — общины. Не без внутреннего трепета мы переступили порог нового, только что отстроенного офиса. К счастью, нас не стали мучить расспросами, и, расплатившись за комнату вперед, мы пошли устраиваться. Корпусов — новеньких свежепокрашенных двухэтажных домиков — было четыре. Вместо номеров лишь на одном красовалась тибетская буква "А" — витиеватая загогулина на голубом фоне…

В бывшей пионерской столовке за мелкие деньги нам предложили обильный ужин. "Коммунизм!" — хитро подмигнул нам Анатолий… Потом мы отправились на речку. Берег Клязьмы выглядел удивительно чистым, а вечер стоял теплый и приветливый…

На следующий день ничто не нарушило нашего светского времяпрепровождения — купание, неспешная прогулка по берегу… "Они тут отдыхают от Сансары…", — было сказано про нас… После обильного ужина нас попросили помочь нарезать колбасу для Ганапуджи.

Да простят меня читатели, но о том, что такое "ганапуджа" — отдельный разговор. Обычно считают, что это просто ритуальное вкушение жертвенной пищи. Не совсем так. Ганапуджа — это система высших тантр ваджраяны. Во время ганапуджи буддист не просто ест мясо и пьет вино. Он произносит священные слоги "ом", "а", "хаум", садится в особые позы, медитирует, исполняет священные песнопения.

Итак, мы начали нарезать ритуальную колбасу. Затем Анатолий покинул нас, приказав отправляться в ваджрный холл и занимать места "на галерке"… Скинув тапочки, мы вошли в зал. Почти все обитатели Кунсангара уже были там… Мы с Леной взяли по парочке подушек для сидения и устроились у стенки, невдалеке от одного из медитаторов. К алтарю мы сидели боком, что, как мы поняли, не возбранялось…

Главным украшением зала, конечно, являлся алтарь, состоявший из двух частей. Первая — это довольно высокий стол под золотисто-желтой скатертью. На столе — большой портрет Намхая Норпу Ринпоче (духовный учитель современных последователей Дзогчен. — Ред.), бронзовая статуэтка какого-то божества, похожего на всем известного пляшущего Шиву, несколько металлических чаш и такая же металлическая рюмка, бутылка вина и цветы.

Справа от стола, тоже на возвышении, стоял шикарный цветастый диван с тремя подушками — видимо, трон для Учителя, когда он соизволяет посещать общину… Диван пустовал. Над ним склонялась большая китайская роза, что придавало трону уютный домашний вид… Стена за алтарем была задрапирована тканью — красной, синей, зеленой, желтой и белой…

Народ постепенно рассаживался и утихал. Слышались разговоры о том, кто будет "запевать" и вести мелодию. Потом все замолчали, и один из ребят вкратце объяснил, что во время этой практики необходимо представлять себя добродетельным божеством, ощутить божество в себе… Но сначала нам предстояло сделать по три вдоха и выдоха, попеременно затыкая то одну, то другую ноздрю…

А затем все одновременно, но без какого-либо сигнала, запели… Сперва я тоже попробовала подпеть — но вскоре оставила это занятие — очень тяжело подпевать, если не знаешь ни мелодии, ни текста, ни даже языка, на котором поешь… Так что я очень быстро перешла к варианту номер два — закрыть глаза и сидеть молча…

Наконец, пение смолкло, под барабанную дробь и звон колокольчиков тот же парень, что в самом начале объяснял смысл практики, подошел к алтарю и наполнил рюмку так, чтобы вино полилось через край. Когда он вернулся на место, пение возобновилось, но мелодия стала динамичнее и сопровождалась барабанным боем… Начали передавать вино и разносить угощение — колбасу, хлеб, шоколадные конфеты, фрукты, нарезанную кусочками сахарную дыню… Мы приступили к еде. Правда, приходилось отрываться от пищи на время пения мантр…

Читайте также: Монахи, которые проходят сквозь стены

Когда трапеза была окончена, все, в том числе и мы, зажгли маленькие свечки и, поставив их на тарелочки и взяв в левую руку, стали качать ею то вправо, то влево…

Позже специально оставленные кусочки еды горкой собрали и вынесли на улицу — "на благо всех живых существ". Свечки тоже собрали на большую доску и вынесли во двор, на порог ваджрного холла. В темноте это выглядело потрясающе! С облегчением я поняла, что церемония закончилась, и можно наконец встать и размяться…

Простые русские буддисты знают толк в сауне! Она прекрасно натоплена, кругом чистота и сверкающий кафель, душевые с импортной сантехникой… Когда мы возвращались из бани, танцы были в самом разгаре. Женщины и мужчины кружились по разноцветной мандале, разводя руками и внимательно глядя на инструктора… Было уже очень поздно, и мы с Леной направились в свой номер.

На следующий день после обеда мы уезжали из Кунсангара. Это место будто не хотело нас отпускать — автобус безбожно опаздывал… Подарив себе три дня экзотического отдыха, мы вновь возвращались в привычный мир. В Сансару.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ирина Шлионская
Ирина Шлионская — автор Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *