Что такое анафема и отлучение от Церкви?

Анафема: мучение или отлучение?

Недавно общественность активно включилась в обсуждение очередной громкой сенсации: Филиппа Киркорова отлучают от Церкви! Поп-певец попал в немилость у ряда священнослужителей, в том числе — у "диакона всея Руси" Андрея Кураева за эпатажное бахвальство с амвона выбором суррогатного материнства для рождения дочери. Но что такое отлучение и анафема?

Узнав, что павлинистого поп-короля вот-вот отлучат от Церкви, многие высказывались в том смысле, что, мол, давно пора, только повод какой-то странный: крестины дочери. Что же плохого в том, что человек крестит свое дитя? Оказывается, все дело в суррогатном материнстве, которое Церковью порицается.

Однако, создается такое впечатление, что Филиппа уже вот-вот анафеманствуют. А ведь если разобраться, всего-то навсего несколько священнослужителей (даже не епископов) высказали мнение, что таких родителей стоило бы не поздравлять, а на время для вразумления отлучить. Другое дело, что священнослужители эти весьма известные: знаменитый протоиерей Всеволод Чаплин и не менее знаменитый "диакон всея Руси" Андрей Кураев. Интересно, что в еще более громком и драматичном скандале вокруг группы Пусси Райот их позиции были диаметрально противоположными.

На самом деле ситуация, когда отдельные священнослужители высказывают мнение, что неплохо бы отлучить того или иного человека от Церкви, является вполне обычной. За этими высказываниями, как правило, ничего не следует. Вряд ли какие-то санкции со стороны Русской православной церкви последуют и против Филиппа.

Ведь те представители Церкви, которые нелицеприятно высказались о поступке Киркорова, не обладают никакими полномочиями для приведения своих намерений в действие. Необходимо решение Патриарха, а ему, судя по всему, сейчас совершенно не до суррогатного материнства вообще и дочери Киркорова в частности. Вся шумиха вокруг этих заявлений вызвана вовсе не реальной угрозой отлучения, а скандальностью самой ситуации: поп-короля, крестившего свою дочь, известные священнослужители хотели бы отлучить от Церкви!

Однако сама ситуация порождает множество вопросов. Прежде всего: а что же такое на самом деле отлучение от Церкви, и есть ли основание применить такую грозную санкцию к Филиппу?

Читайте также: Киркорова занесло на путь Pussy Riot

На самом деле отлучение от Церкви — штука, действительно, очень серьезная. Но только для тех людей, которые действительно являются христианами. Начнем с того, что и применяться отлучение от Церкви может только к людям, которые являются членами Церкви. В давние времена, когда формировались каноны, определяющие содержание церковных санкций, "номинальных" членов Церкви, "захожан", фактически не было. Если человек становился христианином, он существовал не сам по себе, а в христианской общине, собрании, церкви, отлучение от которой действительно было для него серьезным событием.

В те времена приход в Церковь был делом глубоко сознательным; не было храмов, куда можно бы было просто зайти постоять, поставить свечку и т. п. Если человек называл себя христианином, он зачастую становился изгоем для языческого окружения, и его последующая социализация проходила в сообществе таких же, как он. Зачастую люди пытались совместить свою новую веру и привычный образ жизни, который сильно не совпадал с христианскими понятиями о нравственности. Каноны, которые в той или иной форме начали формироваться с самых первых дней существования Церкви, четко определяли, что совместимо с христианской верой, а что нет.

Сам принцип отлучения от Церкви — это отнюдь не проявление жестокости, нетерпимости или фанатизма. В канонах Василия Великого, Григория Нисского, в постановлениях Трулльского собора церковные санкции против согрешившего названы врачеванием. Их смысл — в исправлении человека, которое достигается через работу над собой и осознание греховности своего поступка. А вовсе не публичное унижение, кара и т. п.

Более того! Согласно 52-му Апостольскому правилу, "если кто, епископ, или пресвитер отвратившегося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Ведь он тем самым опечалит Христа, сказавшего: радость бывает на небе о едином грешнике кающемся".

Читайте также: Кураев vs Алексеев: бассейн или статья УК?

 

К сожалению, в Средние века в Европе сильно укоренилось другое понимание греха: как преступления против Бога. Соответственно, и церковные санкции уже начинали осмысляться не как лекарства от греха, а как кара за преступление.Даже в устах выдающихся мыслителей тойэпохи звучалистрашные слова о том, что если уж за оскорбление королевского величества следует наказание, то тем более суровое наказание должно следовать за оскорбление Бога.

Нельзя сказать, что это было чисто католическим явлением. Подобные представления проникали и в православие, переживавшее богословский упадок после мусульманских завоеваний. Но для Востока, особенно на Руси, все-таки оставалось более традиционным и распространенным исконное осознание греха в первую очередь как болезни души. Грех был в первую очередь не столько виной человека (хотя и виной, конечной, тоже), сколько его бедой.

Отлучение от Церкви преследовало очень важную цель: засвидетельствовать, что подобные взгляды или подобный образ поведения не совместимы с верой Христовой. В первую очередь, составители канонов думали о самом отлучаемом: ему не давалась возможность для самообмана. Человеку, увы, свойственно успокаивать свою совесть, находить красивые оправдания своим неблаговидным поступкам… Факт отлучения заставлял его задуматься о своей жизни и еще раз определиться с выбором: или он желает оставаться членом этого сообщества, или нет.

Читайте также: Уход от бездуховности для галочки

Не менее важной целью было и ограждение других христиан от соблазнов греха или ереси. Пока то или иное учение публично не осуждено, оно может выступать под церковной личиной, привлекая легковерных людей.

Вообще же, отлучение от Церкви бывает нескольких видов. Во-первых, это временное отлучение от Причастия. Для большинства современных "захожан", которые причащались, возможно, только несколько раз в жизни, (а то и вообще не причащались) очень трудно осознать тяжесть этой меры. Для христианина регулярное причащение, участие в Евхаристии — важнейшая часть духовной жизни. Это Таинство, установленное Самим Христом как форма высшего соединения человека с Богом.

Во-вторых, существует отлучение не только от Причастия, но и от молитвенного общения. Молитва — это общение человека с Богом. Если человек укоренился в ложных представлениях о Боге или считает нормальным образ жизни, противоречащий Божьим заповедям, то нетрудно догадаться, как это скажется на образе его молитвы. Совместная молитва с ним, мягко говоря, неполезна для членов Церкви.

И, наконец, "великим отлучением" является анафема. В православной традиции это отнюдь не церковное проклятие, как считают многие. Это грозное предупреждение для всех: данный человек или группа людей уже не имеют к христианству никакого отношения. Анафема, конечно, не может налагаться на тех, кто итак никогда не считал и не выдавал себя за членов Церкви. Невозможно анафематствовать атеистов, мусульман, буддистов и пр. Это самая строгая внутрицерковная мера предупреждения. Анафема может быть снята, это не окончательный приговор, вынесенный человеку. Бывало, что анафема снималась уже посмертно.

Читайте также: Pussy Riot — цинизм или вольница?

На Западе в средние века сложилось понимание анафемы как активного пожелания зла грешнику или отступнику, своего рода церковного проклятия. К чести католической Церкви надо сказать, что на сегодняшний день это наследие средневекового богословия успешно преодолевается. В деяниях последнего Собора католической Церкви полностью отсутствуют какие бы то ни было анафемы, а сам термин фактически изъят из употребления.

Церковные санкции для священнослужителей идентичны санкциям для мирян. Существует временный запрет в священнослужении, пожизненный запрет в священнослужении (в обоих случаях христианин все-таки остается священником), и как аналог полного отлучения от Церкви — извержение из священного сана. Последняя мера очень сурова. Извержение может быть признано недействительным, если было совершено незаконно. Но если на момент отлучения священнослужитель вполне его заслуживал, то даже в случае покаяния он может вновь стать членом Церкви только как мирянин.

Так могут ли отлучить от Русской православной церкви Филиппа Киркорова? Теоретически, да, ведь суррогатное материнство, к помощи которого он прибег, недвусмысленно осуждается той Церковью, к которой он формально принадлежит. К сожалению, вся ситуация вокруг поп-короля ясно говорит об одном: каноны, которые формировались для сознательных христиан, перестают работать в обществе, где к Церкви себя относят все кому не лень, а руководство Церкви делает вид, что все нормально. Боясь потерять паству, пытается компенсировать качество количеством.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Сергей Нестеров
Сергей Нестеров — филолог, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *