Отец Георгий: Без жертвы нет любви

В Покровском культурном центре прошла презентация последней главы книги священника Георгия Завершинского "Богословие диалога. Троичный подход", которая выйдет в издательстве Московской Патриархии в этом году. Представленная глава называется "Диалог любви по Максиму Исповеднику". О любви и Боге говорили корреспондент "Правды.Ру" и автор книги.

— Отец Георгий, что такое "диалог любви"?

— Диалог — это состояние жизни человека. Без диалога человек ведет атомарное существование, даже если при этом человек может быть общительным, даже известным. Но наше призвание — в осуществлении личности. Личность — это тот, кто обращен к другому. Часто мы думаем, что вступаем в диалог, но это на самом деле или замаскированный монолог или технический диалог. Технический диалог — это обычное общение в миру или в быту. Замаскированный монолог — это когда мы пытаемся коснуться сущности предмета, или веры, или смысла жизни, других крупных вещей или социально-исторических процессов, но при этом мы воспринимаем общение односторонне, не вникая в чужую точку зрения и даже не задумываясь, что перед нами другой человек. Но подлинный диалог любви — это диалог подтвержденный, трехсторонний, в котором участвует Сам Бог. Свидетельство высшего "Ты" раскрывает подлинный диалог, когда человек как личность ищет любви, ищет инаковости, и если обратиться к совершенству любви, которое есть Сам Бог в троичности, даже эротическое отношение и желание в его хорошем смысле может приводить к диалогу любви. И об этом говорит Максим Исповедник.

Читайте также: Отец Алексий: "Читайте добрые книги"

— Расскажите об этом поподробнее.

— Максим Исповедник проводит четкую параллель между любовью к Богу — агапе и благим использованием прирожденного эротического желания человека, которое может трансформироваться в чистое и святое желание к Богу. Любовь по Максиму Исповеднику — это внутренне присущее универсальное отношение к высшему благу, и следовательно, любовь есть то, как мы относимся к Богу, другим людям и самим себе. Диалогически три вида отношений глубоко связаны друг с другом в контексте взаимной любви, и если человек по-настоящему любит и любим, он не сможет совершить никакого зла без того, чтобы не нарушить этого отношения любви, а страсти как раз нарушают наши отношения с другими людьми, особенно такие, как зависть и обида, и препятствуют диалогу. Но именно через любовь в человеке восстанавливается единство души и тела, и человек не обретет другого, пока не войдет в блаженное состояние любви, разделенное и подтвержденное вечным Ты — Богом.

— Но как все-таки можно отличить благое эротическое желание от похотливых помыслов?

— Отличить можно и нужно. Блуд — это безразличие к тому, чем ты обладаешь. Блуд, например, проявился в отношениях Исаака и Исава, когда Исав продал свое первородство Исааку за чечевичную похлебку — за свое блудное разжение едой.

— Но как можно говорить о блуде, если Исав хотел просто есть?

— Блуд — это помысел "ничего мне не надо, дай мне есть, ничего не надо, дай мне обладать плотью". Это блуд и природный неосознанный грех. Здесь нет никакого личного осознания, тем более личного диалога, это чисто животное потребление, но бывают и изощренные формы блуда, когда человек ищет любовь, даже называет это любовью, но по сути это замаскированное эгоистическое чувство, желание найти того, кто будет подмят под себя, употреблен для своих целей — без отдачи себя другому. Это очень важно понять.

— То есть любовь отличается от блуда тем, хочет ли человек жертвовать ради другого или нет?

— Жертва и любовь — вещи неразделимые. А сейчас многие считают нормальным принести другоговжертву ради себя любимых. Но жертва — это всегда первый шаг со стороны самого человека, и даже Бог первым себя принес в жертву. Ветхий народ всегда приносил жертву Богу, значит, это предполагало, что Бог ищет жертвы, и Он удовлетворяется принесенной жертвой и с Ним налаживаются отношения. И так жил народ на протяжении тысячелетий, абсолютно убежденный, что только этим можно примирить, умилостивить Бога. А Божий ответ какой? Не жертвы хочу, а милости. Милости к Тому, Кто к вам придет. А милости-то Он не находит, поэтому Христос идет на распятие, и таким образом осуществляется жертва Богу. Бог сам свою жертву приносит человечеству. Здесь поворачивается вспять история человечества, это точка перелома, и отныне всякое наше рассуждение, богословие, философия — все приобретает другой оттенок. А сейчас мы вообще стоим перед новым вызовом современности.

— Перед каким?

Что жертва Христа несостоятельна, она не принимается или вообще не нужна. Помните фильм "Последнее искушение Христа"? Его критиковали, но сама постановка вопроса отвечает вызову современности — "сойди с Креста, тогда поверим" — как последнее искушение Христа, но немногие вспоминают, что в фильме Он его не принял. На этот вызов нелегко ответить даже тем, кто считает себя верующим. Сказать, что я верующий, я православный — этого мало. Ответом должна быть твоя жизнь как жертва. Сейчас у нас в обществе просыпается иррациональное. Достоевский в "Бесах" гениально вывел это иррациональное. Коммунизм и социализм одновременно давили и религиозное и иррациональное чувство, и сейчас иррациональное опять выходит наружу и начинается новая фаза общечеловеческой трагедии. Но иррациональная природа всегда противится Христу, она не принимает эту жертву, потому что жертва Христова — это осознание своей личности, и не просто на умственном уровне, а на уровне бытийном, принесение этой жертвы со Христом, соучастие в ней, и только это может остановить иррациональное в мире. И тогда иррациональное уходит, бесы изгоняются, как при случае с гадаринскими бесноватыми. Иррациональное всегда приводит к гибели, будь то человек или стадо свиней.

Читайте также: И.Кусков: Бездомный — Господь в образе нищего

— Отец Георгий, вернемся к диалогу любви. Почему в повседневной жизни все по-другому, и чаще всего человек не вступает в подлинный диалог любви?

— Повседневная жизнь — это избитое понятие. Что такое вообще повседневная жизнь? Мы себя сами принижаем, говоря о повседневности. На самом деле мы всегда стоим перед выбором или перед вызовом повседневности. И когда мы выходим в эту жизнь и перед нами открываются возможности, можно принять их и в результате что-то обрести, а можно не заметить и пройти мимо. И тогда ничего не обретешь. Повседневность — наше постоянное прохождение мимо тех возможностей, которые нам предоставляются в жизни. Часто бывает, что мы представляем другого человека неким идеалом, или, напротив, сугубо отрицательным, и живем соответственно этому образу, а фактически это никогда не соответствует действительности и это стереотип, который мы накладываем на другого человека. Другой человек — иной, и в любом человеке всегда присутствует динамика. Не понимая этой динамики, невозможно установить никакой диалог. А диалог — это тоже динамика, это всегда шаг навстречу, всегда предание себя, и в этом есть евхаристический смысл. Общение с Богом невозможно в одиночку, сказано же: "Где двое или трое собраны, там Я есть". Почему двое или трое — потому, что разделенность должна быть. Священник не совершает литургию в одиночку. Причастие — это диалог, а Бог это и есть само общение, Он един в Трех Лицах и приобщает нас к своему бытию.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Назван необычный способ обхода антироссийских санкций
Пиратский захват: Луна не станет новым штатом США
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Пиратский захват: Луна не станет новым штатом США
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Ищите женщину: почему у мужчин без костей не только язык
Пиратский захват: Луна не станет новым штатом США
Назван необычный способ обхода антироссийских санкций
Перед чертой: США вынуждают Китай биться за Тайвань
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
"Ни фига не зарабатывают. Нормально?": помощник Путина обрушился на Роскосмос
Флаг — не главное: сборную России выпустили на Игры-2018
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Мединский не остановит "полет пули" в Россию
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры