Война в России больше, чем война...

С 22 июня по 12 июля Центральная избирательная комиссия России совместно со Студией военных художников имени Митрофана Грекова и Музеем-мастерской Зураба Церетели проводит выставку под названием "Год истории России". Выставка проходит в атриуме ЦИКа России и приурочена к многочисленным юбилейным датам, которые выпадают на 2012 год, самыми значительными из которых являются 400-летие победы над польскими интервентами, 200-летие победы над наполеоновскими войсками и 300-летие переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург.

Надо сказать, что эти юбилейные события имеют определенную связь друг с другом. Во-первых, причинно-следственную — без одного события не было бы другого. Во-вторых, эти события явились для России ключевыми и определили развитие страны на долгие годы вперед, в-третьих, все они произошли в 12-м году, но в разные эпохи. И наконец, все они попадают на високосный год, который на Руси испокон веков считают годом бед, неурожаев и войн. Что это — случайное совпадение или мистическое предопределение?

Надо сказать, что Православная Церковь склонна придавать датам и числам только символическое, но никак не мистическое значение. Поэтому в Церкви существует учение об исторических и символических числах, содержащихся в Священном Писании, и называется оно Библейская нумерология.

В этом учении число 12 является числом избранников Божьих — у Иакова было 12 сыновей, 12 колен Израилевых, из которых произошел израильский народ, 12 апостолов Христовых, да и в целом это число символизирует весь народ Божий. Кроме того, в Православной Церкви существует 12 главных (двунадесятых) праздников.

Исходя из этого, можно осторожно предположить, что число 12 является как бы символическим для России и указывает на особый путь, которым Бог ведет нашу страну и наш народ через всю мировую историю. Этот путь можно охарактеризовать тремя словами — Война, Жертва и Невеста. Эти мотивы так или иначе прослеживаются во всех картинах, представленных на выставке в ЦИКе, но центральной темой все же остается война. Выставка открывается картинами, посвященными событиям 1380-1480 годов, и заканчивается полотнами на тему современной российской армии.

Читайте также: Как отличить веру от "ролевой игры"?

Что такое война в России? На этот вопрос можно ответить, перефразируя известную строчку из Евгения Евтушенко — война в России больше, чем война. Война, как это ни парадоксально — это один из способов существования мира. Некоторые исследователи, изучив отношение Святых Отцов к войне, пришли к выводу, что мир в христианском понимании — это не отсутствии военных действий, а "союз между Богом и человеком" (Ф. Кардини "Истоки современного рыцарства"), а война — способ восстановления этой связи. Недаром те же Святые отцы часто сравнивают христиан с воинами, а брань с Духами злобы или со страстями называют духовной войной.

Первая картина, представленная на выставке — "Ожидание Сергия" Павла Рыженко  — показывает нам именно такое, "больше, чем военное", русское, духовное понимание войны. Сергий Радонежский, как сказано в житии святого, благословляя Дмитрия Донского, предсказал ему победу и спасение от смерти. На полотне святой Сергий Радонежский напряженно всматривается вдаль, в будущее, молится о благословенной победе Дмитрия Донского вместе с другими монахами, птицами и животными. И Дмитрий Донской побеждает.

В этой связи можно вспомнить одно предание, связанное с Владимирской иконой Божьей Матери. Эта икона всегда являлась заступницей земли русской, но она особенно прославилась своей помощью в период татаро-монгольского нашествия. В некоторых источниках описывается случай, как хан Батый после захвата Владимира долго всматривался в лик Владимирской Божьей Матери, но, не выдержав Ее взгляда, выбежал из церкви. В этом символическом противостоянии взглядов как бы предопределяется чудесное событие, которое пожило конец татаро-монгольскому игу — стояние на реке Угре, а также смысл победы по-русски. Не силой оружия, но Духом.

Читайте также: Кто сел в "Серебряную калошу"?

Холст А. Федорова посвящен Смутному времени в отечественной истории. На картине "Смутное время. Защита обители" показана оборона русскими Троице-Сергиевой Лавры в 1608–1610 годах. Здесь вместе с военными изображен монах, ведущий свою, духовную битву и молящийся о победе защитников монастыря.

Центральными полотнами экспозиции по праву являются два произведения художника Павла Рыженко — триптих "Наследник" и диорама "Начало войны 1941 года". Сам Павел Рыженко, говоря о своих картинах, утверждает, что на них изображена не столько война, сколько процесс превращения советского человека в русского.

В триптихе "Наследник" автор показывает нам, что причина современной трагедии русского народа — это убийство царя Николая II, ну а возвращение к этой симфонии, к новому единению с Богом, к новой гармонии происходит только через жертву, через трагедию Первой и Второй Мировой Войны. И об этом красочно и символично художник рассказал в диораме "Начало войны 1941 года", которая экспонируется впервые.

В диораме много символов, которые говорят нам о перевернутости жизни советского человека и об иллюзорности его целей (надпись на заводе "Вперед к коммунизму", красная пятиконечная звезда вместо креста на храме), но война перечеркивает эту иллюзорность и ставит все на свои места, возвращает русского человека самому себе, Родине и вере, и символом этого является перевернутая газета "Правда" на переднем плане диорамы. Как мы знаем, в начале войны народ массово пошел в церковь, вспомнил о вере, а Церковь в лице митрополита Сергия в свою очередь благословила всех православных на защиту "священных границ родины".

Также стоит отметить две картины Зураба Церетели, посвященные событиям 1380 года и 1812 года, созданные в уникальной технике — горячей эмалью по меди.

Читайте также: Против душевного фашизма — "…за имя Мое"

Кроме картин, на выставке представлены другие объекты, связанные с войной: оружие, скульптуры адмиралов, флотоводцев, императора Петра I, фотографии, письма с фронта и т. д.

"Эта экспозиция действительно народная, — говорит председатель ЦИК Владимир Чуров. — Во-первых, почти все выставленные художники имеют звания народных художников России. Во-вторых, часть предметных экспонатов, дополняющих предметные полотна, представлены энтузиастами-коллекционерами, в том числе сотрудниками нашего аппарата. Это и оружие, книги, газеты 1941 года, ордена, в том числе подлинные ордена Почетного Легиона времен Наполеона, наградное оружие".

На выставке можно еще раз убедиться, что история Россия — это история войн и побед русской армии. И только благодаря этим победам и силе духа русского народа Россия до сих пор существует как независимое и суверенное государство.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Как Саргсян продал Армению и что из этого вышло
Как Саргсян продал Армению и что из этого вышло
Как Саргсян продал Армению и что из этого вышло
Как Саргсян продал Армению и что из этого вышло
Как Саргсян продал Армению и что из этого вышло
Это всерьез: Россия резко начала выводить деньги из США
Это всерьез: Россия резко начала выводить деньги из США
Как Саргсян продал Армению и что из этого вышло
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США