В день почитания Семи отроков Эфесских европейские сони празднуют свой праздник

C профессиональным праздником, сони!

Сие поздравление можно понимать двояко: с одной стороны, 27 июля — день особого почитания семи эфесских отроков, воспоминание о чуде Божием, совершенном через сон. С другой — в некоторые страны именно сегодня приходит Всемирный день сони, и каждое чудо, вечно ищущее, где бы вздремнуть (хоть в метро, хоть на работе), может с гордостью отметить свой профессиональный праздник. А еще, естественно, разбудить и поздравить других сонь, поведав им дивный рассказ об истории столь великой даты. Вот послушайте…

Однажды, в ІІІ веке, во времена правления гонителя христиан императора Декия, в городе Эфесе жили семь благочестивих и богобоязненных юношей: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин. Все они были сыновьями знатных граждан, с детства готовили себя к воинской службе, а в юности уже успешно продвигались по ней. Их объединяла не только общая вера, но и тесная искренняя дружба.

Все было чудесно до тех пор, пока император-христоненавистник не прибыл с визитом в Эфес и не приказал по этому поводу устроить пышное жертвоприношение языческим богам, предупредив желающих отказаться от участия о жестокой расправе за непокорность. Разумеется, семь подвижников не могли пойти на это, что немедленно заметили доносчики. Когда их привели на суд тирана, Дионисий, Антонин, Константин, Иоанн, Максимилиан, Иамвлих и Мартиниан публично подтвердили свое решение, исповедав веру во Христа.

Они тотчас же лишились знаков отличия — военных поясов, но жизнь подвижникам Декий пока сохранял, надеясь на то, что они передумают и сами же посрамят свой "ложный" выбор. Святые юноши ушли из города, приняв новое нищенское существование как испытание веры. Живя в пещере горы Охлон, друзья-христиане молились и готовились к мученической смерти. Мучители действительно не заставили долго себя ждать: они замуровали камнями вход в пещеру, чтобы Божии угодники умерли там от голода и жажды. Но даже среди гонителей были тайные христиане, которые не хотели предавать подвиг воинов Христа забвению. Они незаметно вложили среди камней запечатанный ковчежец с оловянными досточками, на которых было записано сказание об эфесских отроках, их тяжкой судьбе и смерти во Имя Божие.

Но люди ошиблись — Господь не хотел, чтобы Его слуги погибли именно так. Милостью Божией святые отроки уснули… на целых 200 лет. И будто на избранных евреях, водимых Моисеем по пустыне, на них не истлела даже одежда. Они были хранимы Божиим Промыслом для того, чтобы через пару веков засвидетельствовать: избравший Христа никогда не будет оставлен.

Читайте также: Капуцины: ораторы под острыми капюшонами

До пробуждения молодых воинов гонения на христиан прекратились, и престол Римской империи занял святой благоверный царь Феодосий Младший. Исповедникам веры Христовой предстояла новая брань — с ересями, заполонившими умы многих людей. Как саддукеи, в древности искушавшие Христа, некоторые риторически спрашивали: "Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?", другие заявляли: "Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха".

Господь же показал им реальность Воскресения, как говорится, на практике. Как раз в то время владелец участка земли, где находилась гора Охлон, начал строить каменное здание, и рабочие разобрали некогда замурованный вход в пещеру. В то мгновение Всевышний оживил отроков, которые, будто проснувшись от обычного сна, даже не поняли, что с ними произошло…

Юноши по обыкновению послали Иамвлиха купить хлеба для трапезы, но тот неожиданно был задержан… за скрытие клада старинных монет. Дело в том, что бедолага, поразившийся кресту на воротах города и спокойному упоминанию Имени Иисусова из уст его граждан, попытался расплатиться за хлеб деньгами своего времени. Ничего не понимаюшего Иамвлиха схватили и привели ко градоначальнику, у которого Божиим Промыслом находился и епископ Эфеса. Владыка понял, что здесь не все так просто, и отправился с людьми к указанной пещере, где был найден ковчежец с дощечками, а потом — и сами святые отроки… Сомнений не было — случилось чудо. По преданию, даже сам император прибыл в Эфес для того, чтобы повидаться со святыми. Они засвидетельствовали ему об истине, после чего снова уснули — в этот раз до Второго Пришествия.

Неудивительно, что праздник семи эфесских отроков стал и всеобщим праздником сна. Как говорят ученые, человек проводит около трети своей жизни, лицезря сновидения, — но это те, кто не обладает особым талантом сони. А одаренные мастаки сна, отдающие ему половину (если не большую часть) оной, в День сони чествуются по всем своим заслугам. Сия традиция еще в Средневековье пришла в Финляндию, а к XVI веку выражение seven sleepers (семеро спящих) во всем протестантском мире стало афоризмом. Оно символизирует людей, уснувших и после пробуждения убедившихся в том, что окружающий их мир изменился.

Читайте также: С днем рождения, испанская инквизиция!

В эпоху романтизма столь благодатная тема не могла не вдохновить многих поэтов и трубадуров. Именно тогда слово syvsover (семь спящих) закрепилось сразу в трех языках: норвежском, шведском и датском, примерно с одним и тем же значением — "тот, кто давно и крепко спит". А официальную "канонизацию" праздник получил в 1652 году с легкой руки священника Хемминга. Значительно позже в День сони стали устраивать карнавалы, и только в 50-х годах прошлого века празднование приобрело вид, похожий на сегодняшний. Ныне сонь поздравляют во всех странах Европы — правда, в разные дни.

Однако титулом самого забавного торжества сонных чуд по-прежнему обладает финское, особенно то, которым славятся жители портового города Наантали. Кстати, знаете ли вы, что это легендарный город впадающих в зимнюю спячку муми-троллей Туве Янссон? Каждый год весельчаки, обитающие в нем, выбирают самого сонливого наантальца, но имени героя никто не знает до последнего.

Но в эпохальный День сони его в семь утра (представляете, какие садисты — главную сплюху в такое время поднять!), скрытого в символическом одеяле, выводят на пристань и… освежают в море! Лишь после того, как соня с радостью восстает из морской глади, его (или ее) лицо видят все — и праздник, длящийся до вечера, посвящен своему герою. Ради этого стоит и нырнуть, ведь правда?

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Виктория Матвеева
Виктория Матвеева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить