Демоны виртуального мира идут на прорыв

Сегодня популярны компьютерные игры с мистическими сюжетами. В виртуальном мире идет борьба между светлыми ангелами и темными демонами (или между ангелами тьмы и демонами света?), врагов побеждают с помощью магии, а для роста своего магического потенциала приносят жертвы богам. А вдруг виртуальным духам не составит труда проникнуть в реальность?

Очередная игра с мистической фабулой — El Shaddai: Ascension of the Metatron — выйдет этой весной. Как сообщает японский сайт о компьютерных играх Andriasang. com, компания Ignition Entertainment объявила, что в Японии игра поступит в продажу 28 апреля 2011 года. В Европе она также появится весной, однако ее точная дата релиза в этом регионе неизвестна.

Сюжет игры частично основан на Книге Еноха, которая является одним из апокрифов Ветхого Завета. Главным героем игры является Енох, прадед Ноя. В El Shaddai он пытается спасти человечество от запланированного Богом Великого потопа. Для этого ему требуется поймать семерых падших ангелов. Еноху помогает Люцифер и четверо архангелов.

"Христианину я бы порекомендовал выбрать иное развлечение, так как мифология El Shaddai: Ascension of the Metatron носит заведомо сомнительный характер. Описываемая в краткой аннотации к игре фантастическая миссия Метатрона имеет место в рамках гностической доктрины апокрифической книги Еноха, отвергнутой как христианством, так и традиционным иудаизмом. Правильная вера — ценный Божий дар, печально растрачивать её через повседневный грех, крайне тупо и грешно — через подобные развлечения", — сказал в интервью "Правде.Ру" игумен Спиридон (Баландин), насельник Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря Саранской и Мордовской епархии.

По мнению игумена, занимающегося монастырскими интернет-проектами, "принимая принципиальное решение "играть — не играть", любой человек должен подумать, прежде всего, о цене времени. Даже если ты очень молод. Быть может, лучше потратить предполагаемое время на прокачку своей собственной личности, а не рукотворного воплощения виртуального мира? Час жизни не вернуть, но можно хотя бы прожить его с максимальным, а не нулевым для себя родного КПД".

"Распространенный вопрос: грех ли уничтожать виртуальных противников (NPC), пользоваться магическими заклинаниями, воровать или даже приносить жертвы местночтимым богам ради получения ценных артефактов? Одним словом, насколько наши разнообразные поступки внутри игровых вселенных могут быть порицаемы от Истины? Игрок пребывает в двух мирах одновременно: в виртуальном и реальном. Эти миры в нем могут между собой соотноситься очень незначительно. Но могут в силу индивидуальных особенностей в игроке и совмещаться. Когда взаимопроникновение достигает такой силы, что игрок задаётся вопросом — не отрекаюсь ли я от Бога? не убиваю ли я? — это означает, что степень погружения и соединения с игровой вселенной достигла необыкновенного уровня реальности. Грех, таким образом, состоит не в убийстве или отречении (которых нет), а в недопустимой глубине соединения в себе самом двух миров. Проще: с подобными мыслями уже не стоит загружать игру в компьютер", — считает отец Спиридон.

Как отметил игумен, видеоигры, "как и любое явление нашего мира, могут быть как полезны, так и вредны. Универсальный совет дать тут не представляется возможным, наверное, стоит следитьзаголосом своей совести. Видеоигры христианской направленности мне пока что представляются в виде появления увлекательных интерактивных программ для изучения, скажем, Священного Писания или церковно-славянского языка, не более того".

В свою очередь, Вадим Булатов, координатор региональных молодежных проектов Всемирного русского народного собора, считает, что "игры как и всякая коммуникационная среда могут быть миссионерскими и полезными. И здесь главные медоды комуникации — это общение с крупнейшими издателями игр, маркетологами. Например, кинокомпании сейчас настаивают на включении в блокбастеры положительных образов русских, потому что Россия постепенно становится вторым по прибыльности рынком сбыта Голливудской продукции. В фильме 2012 есть положительный русский, который совершает самопожертвование, чтобы спасти остальных героев и перед этим крестится перед иконкой Божией Матери. По мнению маркетологов студии, образ иконы хорошо передает национальные особенности русских".

"В глобальных стратегических играх делают аналоги восточно-христианской цивилизации, описывают особенности православия. В довольно благожелательном тоне. Я бы сделал историческую ролевую игру про средневековую Русь. Но нечто подобно уже есть — Русь XIII век", — рассказал он.

По мнению В. Булатова, "хорошие компьютерные игры многовариантны. Можно принести жертву, а можно уничтожить культ. Лучше уничтожить культ. Можно жестоко убивать, а можно и договориться. Или отключить кровь в настройках. Есть игры, очень жестокие, но сделанные на настолько высоком уровне интерактивности, что можно проийти их, вообще никого не убив. Это игра The Elder Skrolls Morrowind. Лучшая ролевая игра из когда-либо делавшихся.

В стратегических играх необходимо бывает провести репрессии, без крови, нажатием кнопки. Многие играют без репрессий и теряют свое государство. Однако есть удивительная игра Виктория 2, в которой путь создания демократического государства с уважением прав человека совершенно реален, хотя и запредельно труден.
В общем, чем разработаннее и качественнее игра, тем легче в нее играть христианину. Играйте только в качественные игры", — призвал он.

В.Булатов также отметил, что к "позитивному посланию Евангелия японцы относятся с гораздо большим почтением, чем в Европе и США. Так, в самой популярной японской РПГ Dragon Quest (которую согласно распоряжению правительства запрещено выпускать на прилавки в будние дни, чтобы не дезорганизировать работу всей страны) исцеление героя и восстановление героя проходит в христианских храмах".

Попытки создать видеоигры с христианской фабулой уже предпринимались. Несколько лет назад в Московской духовной семинарии активно обсуждался проект по созданию игры в форме квеста на тему теодицеи — одного из наиболее сложных богословских понятий: если миром управляет благой Бог, то почему в нем существует зло? Другие православные разработчики игр планировали создать стратегию, в которой апостолы обращали бы в христианство языческие народы. Уже выпущены православные квесты, в которых игрок может попасть в ту или иную историческую эпоху, связанную с событиями Священной истории или житий святых — в Иудею I века, в Киев накануне крещения Руси, Византию разных времен.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить