Обвинения церковных практив во вредности несостоятельны

Гигиена против церкви: таинства и безопасность

Недавно в интернете наделали немало шума якобы имевшие место рекомендации главного санитарного врача России Геннадия Онищенко президенту о недопустимости крещения в младенческом возрасте, причащения детей и других фундаментальных элементов православной веры. Правда, сам Онищенко данные сообщения дезавуировал, но как-то не очень внятно. А как вообще обстоят дела в православных храмах с элементарными правилами гигиены – с точки зрения как науки, так и веры?

В конце октября сразу на целом ряде российских сайтов появились выдержки из якобы посланного президенту письма главы Роспотребнадздора Геннадия Онищенко, в котором тот просил главу государства принять меры для ограждения детей от отдельных негативных реалий церковной жизни. Для этого главный санитарный врач якобы просил ограничить допуск детям в церковь и запретить процедуру крещения до достижения совершеннолетнего возраста. Дескать, "в православных церквях все еще царит антисанитария. Воду в купелях не кипятят, кресты и иконы не дезинфицируют. Кроме того, там причащают вином, чего я категорически не одобряю. Особенно вреден алкоголь для не сформировавшегося мозга ребенка". В качестве контраста была приведена исламская практика, где употребление алкогольных напитков строго запрещено.

Читайте также: Белая цапля: сказки и христианская мораль

В ответ на это Путин, якобы, пообещал рассмотреть возможность ограничения крещения детей до совершеннолетия, однако запрет на посещение церкви отклонил: "В церкви причастие не является обязательной процедурой и насильно пить вино детей никто не заставит".

Впрочем, уже на днях, в интервью газете "Известия" Геннадий Григорьевич категорически опроверг эту информацию, назвав ее "гнусной ложью" и "вымыслом журналистов". Правда, само опровержение получилось несколько вялым. Так, в отрывке, посвященном скандальной теме, интервьюируемый сказал: "Одно дело, когда я вам сейчас под диктофон даю интервью, другое, когда общаюсь с вами кулуарно. На бытовом уровне я могу с вами на эту тему пообщаться. Официально я такого ни одному журналисту не говорил!" Данная фраза, и правда, звучит несколько двусмысленно и дает основания заподозрить следование принципу в духе перефразированной пословицы: "Что у официального лица на уме, то у него в неофициальной обстановке на языке".

Впрочем, в сети тут же появились и другие, альтернативные версии происходящего. Например, что вся эта шумиха – провокационная попытка оппозиции "подставить" Путина перед православными верующими России. В пользу этого мнения свидетельствует, например, предложение "крестить детей в совершеннолетнем возрасте" из типично протестантского репертуара. Уместного в устах какого-нибудь баптистского проповедника, но отнюдь не дипломированного врача, далекого от богословских тонкостей отношения к крещению у разных конфессий.

Читайте также: Церковь и алкоголь: pro et contra

Тем не менее, пусть даже наличие обращения к главе государства отверг сам его мнимый автор, вопросы в нем подняты достаточно серьезные. Пусть и не способные подвигнуть серьезных политиков на такую "детскую разводиловку", но добавить масла в огонь приутихших в последнее время антицерковных обвинений в дремучести и мракобесии могущие вполне.

Но есть ли за этими обвинениями сколь-нибудь серьезные научно-медицинские основания? Начнем, пожалуй, с необходимости кипячения воды для таинства крещения. Если набрать поисковый запрос "нужно ли кипятить воду для купания новорожденных" – любой из индексированных педиатрических или женских сайтов даст ответ: "Это необходимо делать лишь до того момента, пока у новорожденного не зажила ранка на перевязанной пуповине". Происходит же это на 18-22-й день. Тогда как крещение обычно проводится лишь на 40-й день, поскольку ранее матери новорожденного запрещен вход в храм из-за истечения крови при родах.

Правда, иногда (обычно при опасении за жизнь младенца) его крестят и ранее. Но в этом случае таинство обычно проводится в упрощенном варианте – путем обливания (фактически – окропления) небольшим количеством воды.

И потом, до эпохи изобретения памперсов, когда ребенок до 18 дней оказывался, пардон, в мокрых пеленках – это разве рассматривалось в качестве ЧП? Почему же рисовать в качестве такового контакт даже не с загрязненной испражнениями тканью, а с чистой водой?

Читайте также: Когда любовь - жертва, а не грех...

А вот отрывок из соответствующей главы на церковном сайте Литургия.Ру: "Крещение должно совершаться в воде комнатной температуры, а в зимнее время года – в подогретой. Вода должна быть чистая – колодезная, водопроводная или родниковая, без примеси других веществ и запаха. Никакая другая жидкость не может заменить воду.  

Для крещения используется купель; в случае ее отсутствия можно использовать и другой сосуд, но при условии, что впоследствии он уже не будет употребляться для хозяйственных целей. По совершении таинства вода из купели выливается в чистое место, непопираемое ногами – под дерево, под храм, в реку или в специальное углубление в земле, но не в водопроводные и канализационные стоки и канавы.

 

Хранениеводыдлякрещения в купели по нескольку дней недопустимо. При крещении нескольких младенцев, если среди них есть больной, то его следует крестить в первую очередь, а затем налить в купель новой воды и освятить ее заново. Если родители или восприемники крещаемого желают, чтобы их младенец был крещен отдельно, то священник не должен отказывать им в этом, чтобы не смущать мнительных".

Пожалуй, даже для самых взыскательных индифферентных к вере докторов указанные выше меры предосторожности покажутся вполне исчерпывающими. А для людей верующих сам факт освящения воды для крещения является достаточным для веры в том, что в такой воде с ребенком ничего плохого случиться не может. Наоборот, эта святыня сама защитит маленького человечка от многих опасностей и даже исцелит от болезней.

Читайте также: Людовик IX Святой: смерть лучше греха

Следующим обвинением из цитированного выше письма, якобы написанного главой Роспотребнадзора, является возмутительная практика спаивания несовешеннолетних во время причастия. Что ж, действительно, во время этого таинства священник дает верующему кусочек хлеба, смоченного в разведенном водой вине – которые во время литургии превратились в истинные тело и кровь Христову. Допустим, объем этого кусочка размером в полсантиметра – где-то 1/8 миллилитра. Примем для простоты, что он весь состоит из раствора вина. Крепость "Кагора" – 16 процентов, с водой она доходит до таковой у сухого вина – 8-10 процентов. Десять процентов от 0,125 грамма составит аж 12 миллиграммов чистого этилового спирта "на порцию".  

Для сравнения – такое же количество "абсолютно недопустимого для детей алкоголя" содержится в 1,2 мл кефира (содержание спирта – до одного процента), который можно давать детям с семи-восьми месяцев. Постепенно доводя суточное потребление до 200-400 грамм. Кстати, недавно сам Онищенко не рекомендовал водителям садиться за руль сразу после выпитого кефира – во избежание лишения прав из-за наличия в крови алкоголя. Думается, вышеприведенного расчета достаточно для того, чтобы лишь рассмеяться над "опасностью спаивания детей" (да и взрослых верующих) в ходе причащения.

Остались, пожалуй, только "недезинфицированные кресты и иконы". Камень в огород Церкви не слишком искушенные как в медицине, так и религиозной практике люди могут бросить и в отношении "нарушения правил гигиены" при самом причащении единственной ложечкой.

Их страхи тоже можно успокоить. Во-первых, чаша, из которой причащают верующих, состоит из благородных металлов – золота и серебра (как и ложечка). А они, как известно, сами по себе обладают мощным бактерицидным действием.

Во-вторых, таким же губительным эффектом на болезнетворные микроорганизмы обладают и флавоноиды и другие биологически активные вещества вина – особенно, красного. Которое издавна использовалось в качестве дезинфектанта во время военных походов, лечения ран и так далее. Вспомним, например, эпизод из причти о милосердном самаритянине, который врачевал избитого разбойниками несчастного, "возливая на его раны елей и вино".

В-третьих, возбудители большинства известных заболеваний, потенциально присутствующие в слюне, на воздухе (а тем более на свету) погибают в течении нескольких мгновений даже без всякой дезинфекции. Это относится, например, к возбудителям сифилиса и ВИЧ-инфекции.

Читайте также: "Потерянный рай" - ода сатане или наоборот?

И, наконец, если бы все вышеуказанные факторы не имели бы места – священники представляли бы собой "ходячие трупы", больные всеми мыслимыми и немыслимыми болячками. Ведь именно батюшка после причащения верующих обязан (при отсутствии диакона) потребить остаток тела и крови Христовой из чаши. Между тем, здоровье подавляющего числа служителей Божьих, как минимум, не хуже от такового у их прихожан.

Неустойчивость основных микробов во внешней среде делает преувеличенным и опасение риска заражения через иконы и кресты – при их целовании. Тем более, опять же, эти священные предметы передают благодать Божью, способную творить чудеса посерьезнее, чем уничтожение болезнетворных микробов. Но в принципе, для особо чистоплотных нет никакого канонического запрета на имеющую место во многих храмах практику, когда особо популярные иконы или крест специально приставленная служительница регулярно протирает смоченным в одеколоне платочком. Тоже самое может сделать с помощью обычной гигиенической салфетки и любой верующий. В конце концов, эти предметы источают не только дезинфицирующую жидкость, но и благовонный запах – что издавна считается в церковной практике богоугодным делом.

Так что были у главного санитарного врача России мысли по поводу вредности части практик Православной Церкви в отношении детей, или не было – но обвинения подобного рода на самом деле абсолютно несостоятельны. И верующие могут по прежнему ходить в храмы, приступая к нужным таинствам, не озабочиваясь ложной необходимостью подвергать риску здоровье телесное ради улучшения здоровья духовного.

Читайте самое интересное в разеделе "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить