Допустимо ли убить на месте вора, забравшегося в твой дом

Кому нужна лицензия на убийство?

Убивать или не убивать человека… из-за чайника? Такой вопрос недавно всерьез обсуждался в интернет-блогах. Допустимо ли убить на месте вора, забравшегося в твой дом, если он угрожает не жизни, а только имуществу? Стоят ли украденные вещи смертоносной мести? Следует ли казнить пойманных грабителей? Мнения блогеров разделились. А что думают по этому поводу верующие и Православная Церковь?

Можете ли вы убить человека? Да-да, именно вы, читающий сейчас эти строчки. Взять пистолет, нож или еще какое-нибудь орудие убийства и лишить жизни особь одного с собой вида? Есть ли какой-нибудь внутренний барьер? И что вы сочтете достойной причиной для такого поступка?

Как выяснилось из недавнего обсуждения в интернет-блогах, многим современным людям (по крайней мере, на словах) особо серьезных причин не надо. Разговор начался с того, что блогер semiurg пожаловался - грабители вскрыли его дачу, унесли электрочайник и напакостили в доме.

"Первый порыв, сами понимаете — поубивал бы. Вот то есть, застав их за этим занятием, нанес бы так сказать, травмы несовместимые с дальнейшей преступной деятельностью. Но это в состоянии аффекта, понятно. А вот вопрос мести за совершенное — это отдельная категория… Уничтожить их физически — на самом деле легко, просто и ненаказуемо. Достаточно, например, с осени припрятать в сундуке "бутылку водки" с раствором метилового спирта. Найдут? — Найдут! Выпьют? — Непременно выпьют! С высокой вероятностью — помрут или останутся тяжелыми инвалидами. Ко мне — никаких претензий. Сами влезли, сами спёрли, сами выпили. Мало ли, зачем я раствор это храню — в омыватель, например, заливаю. Мое дело.

Однако, обдумав этот вопрос, осознал, что никогда так не поступлю. Теоретически метод возмездия не вызывает у меня этического протеста — мне этих выродков ничуть не жалко. Практически — убить человека за чайник я не готов. Такой, вот, я противоречивый. А вы что скажете? Готовы ли вы защищать свое имущество летальными методами, или считаете это неправильным?"

Читайте также: Десятина: помогут ли "мытари" священникам?

Для начала комментаторы объяснили автору, что указанный им способ расправиться с преступниками может ему самому выйти боком (так что не вздумайте действовать по указанной методике!).

"Отрава в бутылке от спиртного — это не просто мегабаян, а уже сложившаяся судебная практика, причем не в пользу отравителя. Весь состав преступления налицо и отлично доказывается. Шито белыми нитками, и менты вам только спасибо скажут — за повышение раскрываемости. Даже то, что она в запертом сундуке лежала фиг докажете. Не вариант ни разу. Нам еще десять лет назад на уголовке этот пример в качестве учебного приводили", — вразумили автора. А другие комментаторы… принялись мечтать на тему "убить вора".

"За любое посягательство на частную собственность владелец должен иметь полностью гарантированное законом право на проиводействие методами любой степени жесткости вплоть до гарантированно прекращающими жизнедеятельность посягающего".

"Люди суть есть тупые животные. Тупых животных необходимо дрессировать, недрессируемые подлежат уничтожению естественным путем. Потому вопрос не в размере ущерба и степени воздействия, а в том, чтобы животное знало: полез в капкан — оторвет башку. Какое бы в капкане мяско не лежало. Так что никаких сомнений или раздумий. Чайник, холодильник, полное собрание сочинений Ленина…- You loot we shoot".

"Отвечая на вопрос — да готов убить за чайник. И даже без чайника — за то что просто перелез мой забор. Частная собственность священна, жизнь тех кто ее не уважает — нет".

"Готов. И дело не в имуществе, дело в том, что кто-то пришел и насрал на моей территории, прекрасно об этом зная. Бить за это не обязательно, а убить — святое дело".

Такие и подобные таким комментарии посыпались в блог автора темы, как семечки из разжатого кулака. Кто-то однозначно утверждал, что готов убить, кто-то — сомневаясь и перебирая разные варианты (а если украдут не чайник, а что-то серьезнее? а если будут угрожать жизни?) Но факт остается фактом — подавляющее большинство комментаторов высказалось за самосуд по отношению к людям, покусившимся на их имущество или частную территорию.

Читайте также: Христианство и война: мир или меч?

"Людей по-настоящему бесит не кража, а бесцеремонное вторжение на их территорию. Дом будто осквернен, и его приходится обживать заново — даже если ничего не унесли. Это покушение на то немногое, а зачастую и единственное, что у человека есть, за что он цепляется и потому еще живой — чувство собственного дома, собственного угла. Вот за это вторжение в душу — готовы убивать", — написал один из комментаторов.

Такое свирепое почти что единодушие несколько удивило автора, придерживающегося совершенно другой позиции. "Дело в том, что я не религиозен и не испытываю жалости к ворам. Я просто не хочу быть убийцей. Я прожил больше сорока лет и никого не убил. И я не хочу начинать. Я бывал в сложных ситуациях, и я счастлив, что мне не пришлось их разрешать человекоубийством. Мне знакомо состояние "готовности к убийству" — когда решение принято и последствия уже не остановят, — но мне повезло, обошлось. Эти воспоминания — одни из самых неприятных в моей жизни, поверьте. С тех пор я знаю про себя, что есть ситуации, к которых я готов убивать — но это почти самое плохое, что может случиться с человеком. Хуже только когда убьют тебя или близкого тебе человека. Никакое имущество, деньги, машина, разгромленный дом и так далее — не то что не перевесят во мне нежелание быть убийцей, но даже просто не лягут на чашу этих весов за несравнимостью. Не потому, что мне жалко этих людей — нет. Если они завтра умрут от чего угодно — я не испытаю никаких эмоций. Я просто НЕ ХОЧУ НИКОГО УБИВАТЬ. Неужели это так странно?"

Выяснилось, что для многих это действительно странно. Почему же до такой степени обесценилась в глазах наших современников человеческая жизнь, что вопрос ее лишения решается с такой легкостью?

Безусловно, можно возразить: это всего лишь интернет! В реальной жизни подавляющее большинство добровольных "палачей" не сможет перешагнуть через себя и всерьез убить. Но даже подобная "заявка на убийство" — уже серьезный звоночек: это значит, что человек допускает для себя подобную возможность или даже лелеет мечту о ней, а следовательно — не желает подумать над тем, насколько ценна жизнь и насколько страшно стать убийцей.

Если раньше вопрос "жизнь или кошелек" задавали убийцы-грабители, то теперь и "жертвы" готовы спросить у незадачливых преступников то же самое. Ценность жизни скатилась на уровень барахла (многие комментаторы согласились "убить за чайник").

"Это всего лишь интернет, не стоит принимать это всерьез…" Но христианство учит, что в человеке важны не только его поступки, но и его внутреннее мироустройство, установки, намерения, мысли и, конечно, слова. "За каждое праздно сказанное слово дадите ответ", — предупреждает Евангелие. "Бог и намерения целует", — писал святитель Иоанн Златоуст в своем "Пасхальном слове", утверждая, что Господу важны не только наши дела, но и устремления. А что же сказать про устремление к убийству, про мысленное убийство и цинично высказанную готовность к нему?

Бравада, похвальба, просто болтовня? Вполне возможно. Но подобного рода рассуждения доказывают, что нынешнее общество живет даже не в мире Ветхого завета, откуда родом заповедь "не убий". По крайней мере, на словах люди признаются, что от преступления их удержит лишь Уголовный Кодекс, а не моральные устои. Куда уж там до евангельского мира, в котором не следует даже гневаться на обидчика, не то что хотеть его убить…

Где и как потеряла ценность человеческая жизнь, став в глазах людей настолько незначительной ерундой, что можно походя объявлять себя палачом? Растратилась в боевиках и кровавых выпусках новостей? В компьютерных "стрелялках", приучивших к отношению "понарошку" и привычке не раздумывая "пускать в расход" вражеских персонажей, стоящих на пути к заветной цели? Или же действительно — все определяет среда, "не мы такие, жизнь такая"? Но до какой же степени неглубоко нужно воспринимать бытие, чтобы глобальные вопросы жизни и смерти решать так походя и безраздумно…

Автор Дарья Сивашенкова
Дарья Сивашенкова — бывший редактор отдела религии Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *