Враждебна ли рок-музыка христианству?

Споры о том, прилично ли христианину любить музыку в стиле рок, ведутся по сей день. Нередко критики рока не делают никаких различий между стилями, направлениями и исполнителями, для них вся рок-музыка — "плохая". Чтобы убедиться, что это не так, достаточно познакомиться с творчеством французского музыканта Брюно Пелллетье и рок-оперой "Starmania".

Рок-музыка — удивительное явление в современном музыкальном мире. О нем спорят, его обожают или ненавидят, одобрительно противопоставляют "попсе" или борются с ним — но рок редко кого оставляет равнодушным. Хотя бы потому, что это явление очень широкое, многоплановое, и нет ничего удивительного в том, что тот, кто может заслушиваться песнями группы ДДТ, в то же время не выносит хеви-метал.

Споры о том, прилично ли христианину любить музыку в стиле рок, сейчас вроде бы несколько поутихли. Тем не менее, не прекратились вовсе. Но нередко критики рока, — и чаще всего, увы, это верующие люди, — не делают никаких различий между стилями, направлениями и исполнителями, для них вся рок-музыка — "плохая".

Однако, казалось бы, если в песне главное — содержание, звучание и манера исполнения — какая разница, обычная гитара используется при ее аранжировке или электро? А тем не менее… Рок-аранжировка придает песне нечто очень важное — энергию и силу. А вот уже как эту энергию и силу использовать — дело исключительно авторов и исполнителя. Можно увлечься ощущением этой мощи, раствориться в ней, забывая об искусстве как таковом. Можно упиваться ею до откровенной бессмыслицы и на самом деле до состояния агрессии, а можно — придать музыке наряду с силой уникальность и красоту. Да, рок-музыка может быть очень красива.

В том, насколько может быть хороша и пронзительна подобная музыка, я убедилась, прослушав фрагменты из знаменитой французской рок-оперы "Starmania", созданной композитором Мишелем Берже и поэтом Люком Пламондоном еще в 1979 году.

Читайте также: Женщины: прекрасный пол в Евангелии

Но обо всем по порядку. Наверное, многие помнят, как нас мучили бесконечным повторением по телевидению и радио песни "Belle" из мюзикла Notre-Dame de Paris в довольно неудачном переводе Ю. Кима, в котором припев мега-хита звучал как "Я душу дьяволу отдам за ночь с тобой". Ничего, кроме этого, большинство из нас, к сожалению, не знает о знаменитом мюзикле. Не знают и о том, что в оригинальной версии спектакля свою лучшую роль — поэта Гренгуара — исполнил знаменитый канадский певец Брюно Пеллетье — "золотой голос Квебека".

Звезда Канады номер один — артист на редкость энергичный и по-хорошему беспокойный. В его репертуаре можно найти песни самых различных направлений — от рок-н-ролла до классики. Так, один из красивейших альбомов певца посвящен празднику Рождества Христова и содержит народные французские песни, популярные песни о Рождестве, классические шедевры с религиозной тематикой, например, Ave Мaria Шуберта…

И все-таки нельзя забывать, что Брюно Пеллетье начинал как рокер, и во многом продолжает оставаться рокером. И именно в рок-опере он создал на редкость волнующий образ — Джонни Рокфора, молодого главаря банды "Черные звезды". Брюно был далеко не первым исполнителем этой роли. Предполагалось, что он пробудет в труппе "Стармании" около трех месяцев, но, как отмечают в его биографии, "певец исполнил эту роль с таким блеском, что контракт был продлен".

Итак, "Стармания"…

Краткое описание гласит: действие "Стармании" перенесено в будущее. Футуристический Монополис — ужасная и пугающая пародия на современное общество, город из стекла и бетона, в котором люди годами не видят солнца, всю жизнь проводя в подземных катакомбах. Но в глубинах всякой системы рождается протест, и его выразителем становится Джонни Рокфор с бандой своих хулиганов…

Как и положено герою мелодрамы, Джонни — бывший неблагополучный подросток, выросший в нездоровой семье, ставший хулиганом, а потом и бандитом из-за хаотичного неудержимого желания бросить вызов бездушному обществу…

"Нет прошлого! Нет будущего!" — выкрикивает Рокфор-Пеллетье после злого смеха, но мы-то уже понимаем, что это лишь игра, защитная маска, отчаянная попытка смеяться над собственными страданиями, что скоро Джонни трепетно, с истинным волнением признается: "Я всегда мечтал встретить ангела. Я родился на свет с криком о помощи". И — как итог: "Мне нужна любовь…"

Читайте также: Женщины: от сотворения мира до Христа

Конечно, он встретит ее, свою любовь — девушку по имени Кристаль, и в дуэте "Любовь с первого взгляда" мы действительно услышим как будто легкий звон чистого и хрупкого хрусталя… Недлинный дуэт завораживает. Завораживает чистотой, мелодичностью, нежностью — истинной жизнью и светом, весной, вдруг наступившей в злом циничном мире из стекла и бетона…

Но если ты, не дождавшись подлинной любви, позволил использовать тебя умной хищнице, если ты с упоением творил зло под ее незримым руководством — наивно ожидать, что это зло отпустит тебя из своих сетей легко и охотно…

Возлюбленную Джонни смертельно ранят, и она умирает у него на руках… О чем поет Пеллетье в это время? О любви, которую теряет его герой? Нет. Юноша наконец прозревает полностью, понимает трагичность и бессмысленность своего существования и тут же познает до конца отчаянную жажду Неба, признаваясь всему миру в своем наивном, но прекрасном желании быть птицей…

Для чего я живу, для чего я умираю?

Зачем я смеюсь, зачем я плачу?…

Я всегда путал жизнь и вымысел.

Я хотел бы измениться.

Я чувствую, как что-то зовет меня.

Зовет меня…

Зовет меня сверху…

И лишь последняя строчка — обращение к любимой: "Спи, малыш, бай-бай…"

Эта песня, "S.O.S. d'un terrien en detresse" ("С.О.С. отчаявшегося землянина"), — песня на пределе возможностей. Нет, дело не в том, что Брюно время от времени переходит с тенора на фальцет на высоких нотах — подобный прием только усиливает экспрессию, и мы слышим нечто подобное завыванию раненого волчонка… Главное — это истинный крик души, крик не самый громкий, но оттого не менее пронзительный, это тоска и невыносимая боль — но боль, ведущая к покаянию… Что станется дальше с брошенным в тюрьму Джонни Рокфором? Как бы то ни было, но вопросы: "Для чего я живу, для чего я умираю, зачем я смеюсь, зачем я плачу" — это не те вопросы, которые, родившись в душе, так просто ее оставляют, не побуждая вновь и вновь к поиску ответов…

Читайте также: "Меланхолия": конец света без Бога

Необходимо подчеркнуть, что если бы не рОковая аранжировка арий мюзикла — создатели "Стармании" не смогли бы добиться сильнейшего эффекта, вызываемого их творением, побуждающего нас переживать вместе с главными героями их падения и прозрения, не смогли бы передать как силу и энергию юного Джонни, так и — по контрасту — его нежность, все еще детскую наивность и жажду иной жизни…

Брюно сыграл Джонни Рокфора около пятисот раз. Как пишут в биографии певца, его исполнение песни "S.O.S. d'un terrien en detresse" просто затмило оригинальную версию в исполнении Даниеля Балавуана. Что неудивительно, потому что Пеллетье — по-настоящему прекрасный, очень одаренный певец с хорошим вкусом. Но он еще и добрый, отзывчивый человек, с богатой внутренней культурой, что делает его пение, по отзыву православного священника Александра Лаврина, "благородным". От Брюно Пеллетье веет одновременно и романтичностью, и мужеством, озорством и какой-то удивительной детской чистотой. Он поет песню "Aime" ("Люби"), в которой отец обращается к маленькому сыну с горячим и светлым призывом:

Знай:

права сильного в мире нет! -

миром правит Любви завет.

Нестерпимой пусть станет боль:

верь —

сила любви с тобой,

и слово храни отца.

Всегда до конца

ты по жизни иди вперед —

но только в Любви обретет жизнь

смысл!

А в песне "Laisser brûler ta vie" ("Пусть пылает твоя жизнь") уже всех нас Брюно призывает гореть сердцем для других людей:

Ты же пламя, что в душе, неси,

и однажды вспыхнув, свет не угаси. Не угаси!

Жизнью всей пылай,

чтоб солнцем жарким стать.

На заре играй лучам его подстать.

Будь огнем земли,

пожаром неба будь,

помни о любви — про ненависть забудь.

Жизнью всей пылай!

Жизнью всей пылай!*

Всей своей творческой жизнью Брюно Пеллетье показывает, что рок, даже не проповедуя о Господе открыто, может вести — к Небу…

* Здесь и далее перевод Марины Кравцовой

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Ким Чен Ын "зауважал" Америку, Россия будет уходить от доллара и другие главные события 23 августа
Астрономы поймали сигнал от облака метанола в соседней галактике
Изучение языков вызывает прирост мозга
Оппозиция решила попиариться на Серебренникове
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Иран будет бороться с "американским терроризмом" на Ближнем Востоке
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Поражение правительства Асада уже невозможно — Михаил АЛЕКСАНДРОВ
Познер призвал разрешить продажу наркотиков всем желающим
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
В России не хватает денег, чтобы выдворить мигрантов
ФАС проверит российские авиакомпании на предмет ценового сговора
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Подробности атаки ИГИЛ на Росгвардию в Чечне: есть убитые
В ближайшие 100 лет Россия будет жить без ГМО
Опрос: поддерживают ли россияне легализацию наркотиков
Полиция России готовит "супердепортацию" мигрантов
Российские авиакомпании хотят заставить платить за провоз телефонов и зонтов
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов