Как менялось представление об ангелах в разные эпохи

Ангелы - младенцы, вестники, воины...

Небесное воинство, посланники Божьи, хранители, вестники... Кем только не предстают ангелы, архангелы и прочие чины небесные на страницах Библии и в преданиях Церкви! Архангел благовествует Деве Марии, ангел избавляет из тюрьмы апостола Петра, огненный херувим с мечом сторожит врата рая. С веками  образ Божьих вестников в глазах людей менялся...

Ангелы - посланники (а именно так переводится это слово с греческого) Бога, встречаются нам достаточно часто на картинах, в стихах и иногда даже становятся героями фильмов. Разумеется, еще большее место они занимают на страницах теологических трактатов. Об их сущности и функциях писали многие богословы, начиная от Тертулиана, жившего во II-III веках, до наших современников.

Один из самых известных трактатов об ангелах - это произведение Дионисия Ареопагита "О небесной иерархии". В нем автор рисует структуру ангельского воинства, состоящую из трех ликов (категорий), каждый из которых состоит в свою очередь из трех видов ангелов. Вот как они называются: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Как мы видим, во главе всей небесной иерархии находятся Серафимы, чье имя означает "пламенеющий". Они побуждают всех к любви к Богу. Те же, кто находится ближе всего к людям, называются просто "ангелы" (не стоит путать с общим названием божьих вестников).

Следует заметить, что в Средние века образ ангелов был чрезвычайно популярен. Например, они представали героями видений самых разных людям. Так, архангел Михаил побудил одну девушку из деревушки Домреми спасать Францию. Нам эта героиня известна под именем Жанны д'Арк. Помимо видений, ангелы нередко были объектами для различных богословских построений схоластов.

Являлись ангелы и людям эпохи Возрождения, чтобы рассказать о будущем, например. Кто, как не Божьи вестники, могли ответить на вопросы, волновавшие людей в то время, полное раздоров? Что же касается богословских трудов той эпохи, то для мыслителей, интересовавшихся ангелологией, характерна склонность к Каббале, эзотерическому течению в иудаизме. Интерес к иудейской культуре обусловлен в том числе тем, что гуманисты понимали важность знания языков, в том числе древнееврейского, для верного понимания написанного в Библии.

Интересна гораздо более поздняя работа Э.Сведенборга "О небесах, о мире духов и об аде". Она рассказывает в том числе об ангелах, и, как следует из видения шведского ученого, небесный мир очень похож на наш, а ангелы неотличимы от людей. Сведенборг говорит о том, какие дома устроены на небе, какая у ангелов письменность и даже упоминает о браках между ними! Разумеется, все эти положения не являются каноничными.

Но что же такое ангелы, согласно канонам христианства?

Ангелы - это бестелесные духи, служащие Богу. В Библии нет прямого указания на время их сотворения, однако многие толкователи Библии считают, что фраза "в начале сотворил Бог небо и землю" подразумевает и создание божьих посланников. Здесь же можно вспомнить о том, что ангелов иногда отождествляли со звездами.

Эти создания, как и люди, наделены свободой воли. Именно из-за нее часть ангелов отпала от Бога, последовав за Люцифером. Ангелы же, оставшиеся с Богом, сделали это по своему желанию и составили воинство Божье, возглавляемое архангелом Михаилом. Кстати, из всего неисчислимого множества ангелов нам известны имена лишь нескольких, в православной традиции - лишь восьми:  Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. 21 ноября Православная церковь чтит их всех, названных и неназванных, в празднике  Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных.

Ангелы могут принимать самый разный внешний вид. Иногда люди могут и не знать, что перед ними обитатели небес. Но чаще всего небесные посланники являются в виде прекрасных юношей с двумя крыльями и нимбом. Однако серафимы и херувимы в видениях имели совершенно другой вид. В видении пророка Исаии серафим "двумя крыльями каждый закрывал свое лицо, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал". В книге пророка Иезикииля подле каждого херувима былп по колесу, причем и тело, и колесо были покрыты глазами. Сверх того, у каждого было по четыре лица: херувимово, человеческое, львиное и орлиное.

Итак, зачем же спускаются из своего небесного мира в наш земной посланники Божьей воли?

Во-первых, они связывают мир горний и дольний. Одним из самых известных символов взаимодействия между землей и небом является сон о лестнице, приснившийся Иакову. По ней спускались и поднимались ангелы, донося волю Божью до людей и рассказывая Ему о мольбах человечества. Здесь было бы уместно вспомнить о том, что в раннем христианстве Иисус часто назывался "лучшим ангелом", частично из-за того, что во многом функция посредничества между человеком и Богом была им взята на себя.

Во-вторых, одной из важнейших функций ангелов является помощь в обретении спасения в земной жизни, полной соблазнов и искушений. Ангел-хранитель бережет тело и душу человека, просит у Бога милости для него и после смерти сопровождает его в вечность. В некоторых местах Библии даже упоминается о том, что встреча с ангелом означает скорую смерть. Ангелы могут покровительствовать не только отдельным людям, но и городам или церквям.

Любопытно, что традиция изображения ангелов с веками менялась. Привычный нам образ ангелов, прекрасных крылатых существ, появился далеко не сразу. Лишь после того, как Иоанн Златоуст, один из известнейших христианских богословов, написал, что крылья являются символом величия ангелов, именно такая практика их изображения стала традиционной. Кроме того, средневековые изображения ангелов канонично бесполы. Нередко изображали их в военных доспехах, поскольку они являются Божьим воинством.

Кроме того, и мастера Западной Европы, и византийские художники (а потом и русские) рисовали божьих вестников в облачениях священнослужителей, что означает их близость к Божественым силам и их посвящение себя Богу. Нередко мы видим в руках ангелов трубу, так как они являются вестниками его воли. Инструменты же в их руках означают созидательную силу. Каждый из чинов изображался со своим атрибутом. Для искусства Средневековья в целом характерно следование догматике в изображении ангелов, что объясняется ролью церкви в то время.

Совсем другими предстают ангелы в искусстве Ренессанса. Склонность к реализму в искусстве того времени проявляется в изображения ангелов в том, что на картинах великих мастеров Возрождения, например, ван Эйка или да Винчи, они изображены без такого атрибута как нимб. Кроме того, часто они напоминают прекрасных и вполне земных девушек, а не бесполые создания. Меняется и их облачение: часто мы можем их увидеть в современной авторам одежде или античных одеяниях.

Кроме того, одним из важных составляющих Ренессанса является обращение к античному наследию. Именно благодаря этому феномену появляется новый тип изображения, заимствованный из римских образцов: маленький мальчик с крыльями, чьи изображения были популярны в эпоху Возрождения и, пожалуй, еще популярнее позже, в барочном искусстве.

"Путти", а именно такое название носят эти ангелочки, служат не только для украшения храмов или гробниц. Мы можем встретить их и на таких предметах обихода как зеркало. Любопытно, что ангелов (вестников Божьей любви) в таком виде трудно отличить от амуров, которые, согласно мифологическим сюжетам, управляют любовью земной. Примером этой путаницы служит то, что нередко мы называем изображения крылатых детей "херувимами". Как не похожи они на грозных херувимов из "Видения Иезикиля"!

Итак, как мы видим, ангелы могут быть совершено разными, юношами с крыльями и шестикрылыми серафимами, возвещающими волю небес и оберегающими человека, - возможно, их многоликость и есть причина, по которой они много тысяч лет занимают человеческий ум.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить