Диалог начинается с простого прощения...

Сегодня — Прощеное воскресение, последний день перед Великим постом. Сегодня христиане раскаиваются друг перед другом в причиненных обидах и в свою очередь прощают своих обидчиков. "Оставь нам долги наши, как оставляем мы должникам нашим", — сказано в молитве "Отче Наш". И, пожалуй, этот день как нельзя лучше подходит для того, чтобы поговорить о прощении и примирении людей различных религий. Ведь диалог и правда начинается с прощения…

По статистике, половина населения земли исповедует христианство и ислам — около 56 процентов, из них — последователями христианства считают себя около 2,1 миллиарда людей (33 процента) из числа верующих, а мусульман приблизительно от 1,3 до 1,8 миллиарда человек (23 процента). Многие эксперты прогнозируют, что доля мусульман к 2030 году вырастет до двух миллиардов, а также говорят о том, что в стремительно возросшем населении планеты (в четыре раза) значительная часть принадлежит мусульманам. Поэтому проблеме взаимоотношений между представителями двух ведущих конфессий уделяется повышенное внимание и со стороны ведущих политиков, и со стороны религиозных деятелей всего мира, к тому же сейчас эти отношения крайне обострены и находятся во взрывоопасной точке.

Не секрет, что во время так называемой "арабской весны" (серии демонстраций и протестов, начавшихся в декабре 2010 года под "безобидным" светским лозунгом "Народ хочет падения режима" и приведших к свержению правящих режимов в некоторых странах Африки) в арабском мире одновременно вспыхнули конфликты и на религиозной почве, и в этих конфликтах до сих пор страдают в основном местные христианские общины. Христиане подвергаются гонениям со стороны мусульман, сжигаются храмы, совершаются террористические акты и т. д.

Читайте также: Россия — спасительница гонимых христиан

А у европейцев вызывает серьезные опасения непрекращающийся процесс исламизации некогда христианской Европы, хотя уже многие из них прекрасно понимают, что прежняя европейская модель строительства единой гражданской нации в рамках национального государства в современных условиях перестает работать, и, с одной стороны, пытаются выстроить различные концепции строительства мультикультурных, многоконфессиональных и многоязычных сообществ внутри отдельных государств Западной Европы, а с другой — призывают к сплочению и созданию коалиции, которая бы объединила все христианские конфессии перед угрозой, исходящей от ислама.

Даже в нашей многоциональной стране отношения между православными и мусульманами складываются далеко не всегда мирно. Обычно подобные конфликты носят межэтнический характер и происходят в крупных мегаполисах между русскими и выходцами из стран Средней Азии, Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана и Кавказа. Вспомним хотя бы убийство священника Даниила Сысоева исламским фундаменталистом в ноябре 2009 года. Отец Даниил пострадал за свою проповедь и обращение мусульман в христианство.

Епископ РПЦ Илларион (Алфеев) уверен, что в разжигании подобных конфликтов и в создании очагов нестабильности в разных уголках мира заинтересованы некие третьи силы, которые используют для этого и современные информационные технологии, и социальные сети, и методы "промывки мозгов". И чтобы не идти на поводу у этих сил, отец Илларион призывает верующих к более активному межрелигиозному диалогу, который заключается в свидетельстве каждой из общин о своей вере и традиции, а также в укреплении мира. В общем, главное, по его словам, чтобы в мире, разделенном и растерзанном войнами и конфликтами, "для мира осталось место".

Читайте также: Аль-Каида стучится в детские сердца

Ради этой благой цели во Франции еще в середине 70-х годов XX века католический священник Лоран Фабр создал общину "Новый путь" (Chemin Neuf), в которую вошли люди различных конфессий (католики, протестанты и православные) и разного социального статуса (священники и миряне, семейные пары и монашествующие). Сама община осуществляет работу в различных направлениях — начиная с семейных вопросов (направление "Кана"), заканчивая работой с молодежью. Но одна из главных задач, стоящая перед общиной, — достижение мира и единства между разными странами и церквями.

В 2000 году специально для осуществления этой задачи было создано Международное экуменическое братство Net for God ("Сеть для Бога").

С одной стороны, что может быть лучше — хотеть мира для всего мира, но православному человеку с особым "православным нюхом и слухом" такая формулировка кажется несколько пугающей и вызывает сразу множество вопросов: не секта ли это, что значит единство между церквями, что это предполагает и к чему ведет. Многие из православных уверены, что экуменизм — это плохо и придуман, пардон, масонами (в частности, известен факт, что основатель Всемирного совета церквей Джонн Мотт был масоном 30 градуса), которые посредством этого учения хотят создать платформу для объединения всех религий в одну. В свою очередь, экуменисты постоянно отбиваются от подобных обвинений и настаивают только на том, что в их цели нет никакого злого умысла, а только стремление к единству и пониманию.

В этой статье мы не будем пускаться в богословские и религиозные рассуждения, потому что для нас главной задачей, в первую очередь, является рассказать, каким образом это движение пытается наладить диалог между христианами и мусульманами. В частности, ради этой цели Net for God снимает фильмы, уже снято около 80, и один из них был показан в Покровском просветительском центре. Этот фильм называется "Духовный меч слова". Фильм был создан в октябре 2008-го с целью налаживания диалога между представителями этих двух конфессий. Названием для фильма послужили строчки из Послания апостола Павла к Ефесянам (гл. 6, 17). "Возьмите… меч духовный, который есть Слово Божие". Главный герой фильма, парижский католический священник, отец Мишель де Жигор, 20 лет своей жизни посвятивший сближению христиан и мусульман на Филиппинах, непрестанно следует словам Апостола.

Читайте также: Йом Кипур и Ид эль-Адха — госпраздники Франции?

До того как приехать на Филиппины, отец Мишель нес послушание в мусульманской стране Малазии и там его буквально шокировал мусульманский мир и вызвал в нем большую неприязнь. Он понял, что он еще не готов нести проповедь и налаживать диалог с мусульманами, так как не только не может следовать словам Христа о любви к тем, кто преследует и желает зла, но и просто не может спокойно воспринимать мусульман. Поэтому он вернулся во Францию для более серьезного изучения ислама и арабского языка, и только после этого он отправляется… но не в Малазию, а на Филиппины, на остров Минданао, в самый опасный с религиозной точки зрения регион Филиппин.

Дело в том, что Филиппины — преимущественно католическая страна, это связано с тем, что начиная с 1565 года она являлась колонией Испании, до этого на Филиппинах существовало местное язычество. Хотя ислам был завезен на Филиппины гораздо раньше католичества, еще в 1210 году арабскими купцами, он получил распространение лишь на острове Минданао (пять процентов населения). Это юг страны, и там сейчас преобладают в основном сепаратистские настроения (Автономный регион в Мусульманском Минданао). В этой связи между мусульманами и католиками здесь происходят постоянные столкновения и непримиримые войны. В одном из таких городов на острове Минданао, Марави (97 процентов мусульман), отца Мишеля неоднократно преследовали, а два раза его даже похищали, но об этом он вспоминает сейчас с благодарностью: "Когда на Филиппинах узнавали, что я служу в Марави, многие люди ужасались и говорили, что это город похитителей и город насилия. Это правда, но эта не вся правда. Там я встретился с филиппинским епископом Бейменидо, что в переводе означает "Добро пожаловать", и этот необычный человек научил меня основам диалога".

Читайте также: Мусульмане объявили джихад… собакам

По словам отца Мишеля, в межрелигиозном диалоге, или в "педагогике диалога", существуют три основных составляющих. Первая — это познание другого, встреча с другим человеком и любовь к нему. "Если не пойти друг другу навстречу, то любовь не состоится, огонь любви не загорится…" — как заклинание повторяет отец Мишель. Другой — в данном случае мир ислама. Отец Мишель сравнивает азиатов и европеецев с героями сказки Экзюпери "Маленький принц" "Маленький принц — это европеец, это скорость, а лис — это типичный азиат, это существование, бытие. Разные типы мировосприятия, — говорит отец Мишель. — Поэтому, если говорить словами из сказки, "приручить — это значит создать узы", это значит налададить диалог". Познание другого заключается в познаниии его личности, культуры и религии и погружение в их мир. Погружение в мир ислама отец Мишель сравнивает с тем, как филиппинские буйволы карабао погружаются в болото во время жары и телом трутся о грязь. "Делайте как карабао, встречайтесь с мусульманами, погружайтесь в них, старайтесь быть едиными с ними, — говорит отец Мишель. — Тогда эта мысль была нова для меня, француза и интеллектуала, но я так поступил, о чем сейчас не жалею". Ну, а когда человек встречается с людьми противоположных ценностей, он не выдержит, если не будет вести духовную жизнь и много молиться. Отец Мишель, следуя этой тактике, неоднократно посещал на острове Минданао все мусульманские семьи, изнутри знакомился с традицией ислама и таким образом сближался с мусульманами.

Читайте также: Восток заливают христианской кровью

Вторая составляющая "педагогики диалога" — в процессе его установления найти справедливость и истину. Диалог и мир, по мысли священника, не совершаются любой ценой и нельзя вступать в диалог, скрывая истину. "Когда мусульманин убивал христианина без какой-либо причины, христианская община не могла оставить это без внимания. Можно простить человека, который убил, но нельзя игнорировать справедливость, и этот человек должен быть осужден и арестован, — говорит отец Мишель. — Истина причиняет боль, поэтому только смелость и смирение — два условия для диалога".

И третья составляющая в установлении диалога — это исцеление памяти, индивидуальной и коллективной. А это достигается исключительно через прощение себя и другого. Если посмотреть на лексическое значение слова "прощение", оно означает — "отказ от возмездия за обиду или нанесённый ущерб". А этимологически, по Далю, оно восходит к слову "простой": простить — значит сделать "простым от греха", примириться сердцем, не питая вражды за обиду.

В 1992 году отец Мишель де Жигор из-за неоднократных преследований был вынужден переселиться в город Илиган, где с 1992 года занимал пост секретаря епископиальной комиссии по межрелигиозному диалогу. Самое главное, он сумел в непростой межрелигиозной ситуации организовывать сессии и группы по межрелигиозному диалогу в разных городах Филиппин, в основном среди молодежи и студентов. Но с течением времени эти диалоги стали достаточно популярными, и к ним присоединились духовные лидеры мусульман и католиков, появились группы общения среди священиков, епископов, богословов Минданао. Возникло много инициатив — например, Неделя мира для всего острова Минданао, во время которой христиане и мусульмане объединяются для совместного диалога и общения. 

Отец Мишель считает, что нужно развивать в себе одно качество — способность восхищаться, даже если отличие раздражает: "Отличие бросает вызов, и этот вызов необходимо принять".

Фильм "Духовный меч слова" можно посмотреть здесь.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Ким Чен Ын "зауважал" Америку, Россия будет уходить от доллара и другие главные события 23 августа
Астрономы поймали сигнал от облака метанола в соседней галактике
Изучение языков вызывает прирост мозга
Оппозиция решила попиариться на Серебренникове
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Иран будет бороться с "американским терроризмом" на Ближнем Востоке
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Поражение правительства Асада уже невозможно — Михаил АЛЕКСАНДРОВ
Познер призвал разрешить продажу наркотиков всем желающим
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
В России не хватает денег, чтобы выдворить мигрантов
ФАС проверит российские авиакомпании на предмет ценового сговора
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Подробности атаки ИГИЛ на Росгвардию в Чечне: есть убитые
В ближайшие 100 лет Россия будет жить без ГМО
Опрос: поддерживают ли россияне легализацию наркотиков
Полиция России готовит "супердепортацию" мигрантов
Российские авиакомпании хотят заставить платить за провоз телефонов и зонтов
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов