Оправданы ли с позиции гуманизма казни и наказания еретиков?

Еретиков сжигали из любви к людям

Современный человек приходит в ужас, читая о средневековых казнях еретиков или о наказаниях в наши дни в исламских странах Востока. Причем и первое, и второе кажется ему явлениями одного порядка. Но каковы на самом деле были мотивы исламских фундаменталистов и защитников чистоты церковного учения? Можно ли понять их, стоя на позициях гуманизма?

В обществе по сей день бытует стереотип, будто Средневековье было "диким, мрачным и темным", и неотъемлемой частью средневековой истории является "охота на ведьм". Под ведьмами подразумеваются не просто колдуны и оккультисты, но вообще любые инакомыслящие — особенно, конечно, "прогрессивные ученые".

Живучесть идеи о "средневековой охоте на ведьм" долгое время поддерживалась чисто политическими факторами: борьбой протестантских и католических государств в Новое время в Европе, в ходе которой каждая из сторон пыталась выставить противоположную кровожадным чудовищем. "Второе дыхание" эта идея получила в годы борьбы с религией в странах социалистического лагеря.

Проблема была подвергнута объективному и всестороннему научному анализу, никто из историков не сомневается: охоты на ведьм в Средневековье не было. На самом деле, "охота на ведьм" началась в Европе в эпоху Возрождения и продолжалась примерно с 1450 по 1700 год. Последние случаи сожжения ведьм имели место в конце XVIII века.
В раннем средневековье церковное право следовало взглядам блаженного Августина, считавшего, что сама вера в колдовство есть ересь и внушается бесами — на самом же деле никакие бесовские ухищрения не могут повредить христианину. Вера в колдовство была запрещена в империи Карла Великого. Знаменитая же инквизиция занималась преследованием прежде всего еретиков, в частности, катаров. Ведьмы, даже если допустить их существование, не представляли для инквизиции никакого интереса. Например, в так называемом деле "Madonna Oriente" миланская инквизиция долгое время не знала, что делать с двумя женщинами, которые в 1384 и 1390 годах признались, что участвовали в чем-то вроде белой магии.
Характер массового психоза "охота на ведьм" приобрела уже в годы реформации. В те годы, пока католическая церковь в Европе была сильна, инквизиторы часто вырывали обвиняемого из рук толпы и предлагали хоть какую-то формальную процедуру расследования, в которой можно было и оправдаться. Например, от обвинения в колдовстве была оправдана мать астронома Кеплера.

Неверно утверждение, что ответственность за охоту на ведьм лежит на католической церкви — протестанты усердствовали в этом намного больше. В протестантских странах основными инициаторами и активными деятелями охоты на ведьм были самые что ни на есть светские власти — местные судьи, мэры городов, князья отдельных земель, — а вовсе не церковные. Знаменитый "Молот ведьм" был запрещен католической церковью через пять лет после выхода из печати. Из материалов дел против ведьм известно, что основные регионы "охоты" были как раз преимущественно протестантскими: Германия (точно известное число казней за все время охоты на ведьм — более 8000 человек, а общее, по оценкам, — до 30 000), юг Франции, Швейцария.
Также, благодаря живучему стереотипу, "мучеником за свободу мысли" и "ученым, внесшим значительный вклад в науку" многие по сей день считают Джордано Бруно. На самом деле, он не был ни физиком, ни астрономом, ни продолжателем дела Николая Коперника. Бруно был поэтом, философом и оккультистом. С точки зрения католической церкви он являлся еретиком, так как не верил в Бога-Творца и описывал пантеистическую картину мира. Его судили и сожгли на костре как беглого монаха и отступника от веры. Инквизиторы предлагали Джордано Бруно восьмилетнее покаяние, но он остался верен своим философским построениям, которые называл "героическим энтузиазмом". Никаких научных даже по меркам XVII века трудов после Джордано Бруно не осталось, зато до наших дней дошел его магический трактат. В одной из глав книги описывается, как убить человека с помощью магии. Читая заклинание, нужно подробно, в красках описать подробности и обстоятельства той смерть, которую колдун хочет наслать на жертву своим проклятием.

Остается разобраться с тем, кто такие еретики с точки зрения Церкви. Согласно церковному учению, спастись, то есть обрести вечную жизнь со Христом, можно, только имея правую веру. Именно для утверждения правой веры собирались Вселенские соборы. Таким образом, еретик с точки зрения христианина предстает носителем опасной заразы, которая может увлечь поверивших ему людей в вечную погибель. Здесь можно вспомнить душераздирающие сцены из фильмов про смертельных вирусов или зомби: твоя любимая девушка заражена, выбирай — или убьешь ее, или погибнет все человечество.

Кроме того, отнюдь не всегда еретики были безобидными странствующими философами. В некоторые исторические периоды еретические сообщества становились весьма влиятельными и приходили к власти — например, иконоборцы в Византии, подвергавшие православных пыткам и казням. Весьма влиятельна была в России в конце XV — начале XVI века секта, получившая название "ересь жидовствующих". Если бы не преподобный Иосиф Волоцкий, которого часто обвиняют в неоправданной жестокости по отношению к членам секты, "жидовствующие" имели все шансы прийти к власти и уничтожить в России православие. Это была война за смыслы, за мировоззренческий выбор страны.

Жестокие наказания в исламских странах Востока за несоблюдение норм шариата имеют совсем другие мотивы. Человека европейской культуры и либеральных взглядов ужасают новостные сообщения о том, что в Чечне из пейнтбольных ружей обстреливали девушек без платков, при этом одной из них выбили глаз, а в Иране мать двоих детей приговорили за супружескую измену к казни через побитие камнями. Власти этих стран знают, что делают — ведь государство или общество, в основе которого лежит соблюдение традиции, можно сохранить только через жесткое соблюдение традиции. Иначе это будет уже другое государство на той же земле. Если с христианской точки зрения еретик — это опасный заразный больной, который многих может увлечь в вечную погибель, то с точки зрения исламского государства тот, кто нарушает нормы шариата — государственный преступник.

Стоит добавить, что с православной точки зрения традиция не обладает той ценностью, которую имеет чистота веры. Поэтому вас должно настораживать, если кто-либо, называя себя православным, возводит традицию в ранг догмата. Например, рассуждает: "Вот, придем мы к власти, запретим рок-музыку, а женщин заставим носить платки, длинные юбки, отрастить косы и сидеть дома". По некоторым пророчествам, именно под лозунгами традиционализма к власти в России придет антихрист.

Все самое интересное читайте в рубрике "Религия"

Сентябрь, 2010

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить