Новая комиссия поспособствует межрелигиозному миру?

Церковь: секулярное общество - банкрот

В этом месяце в рамках Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ была образована Комиссия по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. В нее вошли представители основных религиозных конфессий России. Поможет ли новая структура поддержанию межрелигиозного мира в стране, или люди с религиозным мышлением в принципе не способны соблюдать принципы толерантности?

В состав комиссии вошли глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев, главный раввин России Берл Лазар, глава Ново-Нахичеванской и Российской епархий Армянской апостольской церкви епископ Езрас (Нерсисян), референт управления президента РФ по внутренней политике Сергей Мельников, генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, лидер российских пятидесятников епископ Сергей Ряховский, сообщает ряд СМИ.

В понедельник в "Независимой газете" вышла редакционная статья с подзаголовком "Религиозные организации не способны самостоятельно обеспечить России межнациональный мир". "Доверить людям, которые мыслят средневековыми категориями и захвачены религиозными эмоциями, важное дело гражданского согласия — значит вернуться во вчерашний день", — считают ее авторы.

В интервью "Правде.Ру" религиозные деятели прокомментировали это мнение, а также рассказали о своем видении способов предотвращения межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества:

— То, что изложено в "Независимой газете", это, на мой взгляд, одна из последних попыток хоть как-то спасти полностью обанкротившуюся идеологию светскости. Нерелигиозная идеология — нацизм, коммунизм — принесли человечеству гораздо больше крови, чем все религиозные войны. Попытка создать "общечеловека" без веры и национальности тоже провалилась и изначально была обречена. Обезбоженное общество, лишенное религиозно-нравственного измерения общественное устройство — это не общий знаменатель для разных религий. Оно неспособно дать людям мотивацию к жизни, оно не смогло найти противоядие против самых человеконенавистнических доктрин, оно вообще существует в мирное время от силы один-два века, а во время силовых конфликтов — несколько дней. Поэтому за обезбоженным и безрелигиозным обществом нет будущего. Будущее я вижу за системой, позволяющей сочетать, определенным образом разграничив, разные общественные модели, основанные на разных религиозных традициях.

Фото: AP

Это вовсе не означает, что мы без уважения относимся к неверующим людям, к их выбору, но, увы, их выбор никогда не мог создать стабильную общественную систему. Если общество не ставит перед людьми цели, превышающие рамки земной жизни, если не говорит, ради чего стоит не только жить, но и пожертвовать собой, а жертвовать собой человеку часто бывает совершенно необходимо, то такое общество долго не просуществует.

Один человек, который воевал и вел переговоры на Северном Кавказе, сказал мне примерно следующее: "Чтобы успешно говорить с этими людьми или победить их, нужно быть не меньшим фанатиком, чем они". Вот в этой фразе я вижу очень ясный прогноз дальнейшего развития и западного мира, и всех, кто в нашем мире пытается плестись у него в хвосте, не понимая, что он движется на кладбище истории.

Андрей Глоцер, пресс-секретарь главного раввина России Берла Лазара:

— Я думаю, что межрелигиозный мир в стране — это дело не только религиозных организаций. Странно, что автор статьи возлагает всю ответственность за сохранение межнационального и межрелигиозного мира исключительно на религиозные организации. Это дело всего общества, это задача, в том числе, и государственного аппарата. Нельзя сказать, что какой-то представитель общества, пусть даже пользующийся большим авторитетом, имеющий большие возможности, может решить все общественные проблемы. Это не так. Это дело всех, каждого гражданина нашей страны независимо от его национальности, вероисповедания. Я думаю, что религиозные организации самостоятельно не справятся с такой громадной задачей. Действительно, это требует коллективных усилий всего общества.

Епископ Константин Бендас, первый заместитель председателя, управляющий делами РОСХВЕ:

— Я не знаю имени автора, тем не менее, осмелюсь сказать, что, по всей видимости, он мыслит абсолютно средневековыми категориями, не имеет никакого представления о сегодняшнем состоянии, составе религиозных организаций. Значительная часть объединений, их лидеры и паства более чем современные и прогрессивные люди, образованные, здравые.

Прямо в этот момент я нахожусь на традиционном национальном "Молитвенном завтраке" в "Президент-отеле", учрежденном консультативным советом глав протестантских церквей, где российские пасторы евангельских церквей выступают и делают доклады вместе со светскими деятелями. Сейчас закончился доклад вице-спикера Совета Федерации Александра Торшина.

Была определенная дискуссия с членом Общественной палаты Николаем Карловичем Сванидзе. Те завоевания и достижения, которые есть у многих стран, мировых держав, совершились в истории не вопреки, а благодаря роли и вкладу религиозных организаций.

Фото: AP

Был известный труд немецкого ученого Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма", который изучался даже в советские времена в экономических вузах. Он напрямую связывает рост производства, промышленности, техники с самосознанием верующего человека. Он рассматривал протестантскую и Римо-Католическую церковь, максимально присутствующие в Германии, в заповедях которых есть следующее: "Если делаешь что-то, делай как для Господа". Это основание веры, которое сподвигает их трудиться, не просто чтобы, по нашей советской колхозной идеологии, "урвать себе кусок", поменьше работать и побольше получать и пить пиво, а, напротив, вдохновляет на созидательный труд на благо своей страны, на благо общества. И обязательное условие — уделять из своего прибытка тем, кого мы называем социально незащищенными — нищим, нуждающимся, многодетным и так далее.

Я бы не замахивался на какие-то грандиозные общегосударственные или общечеловеческие программы, а сказал бы простую вещь, что единственный путь к межнациональному и межрелигиозному согласию — это практический вклад каждого из нас. Если я поворачиваюсь лицом и затрачиваю несколько минут, может быть, в неделю, чтобы улыбнуться соседу, который приехал из другого региона России и живет где-то у меня в подъезде. Может быть, меня не вполне устраивает его кухня и ароматы, которые там раздаются летом из открытого окна. Может быть, меня что-то еще смущает. Но попытаться понять, протянуть руку общения, не побоюсь этого слова — ценить другого человека уже за то, что он человек. Иной, иная культура, образование, тип лица, темперамент. Но человек, точно так же сотворенный, созданный Богом, как и я.

Для христианина, человека воцерковленного и читающего Библию, мерило и однозначное указание образа жизни — это "во Христе нет ни эллина, ни иудея". То есть, независимо от национальных, социальных или еще каких-то различий мы принимаем человека таким, как он есть, потому что Христос умер абсолютно за всех, будь то дагестанец, украинец, француз, эвенк. Одна и та же цена — крови Христа — заплачена за всех на Кресте.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить