Офиты: поклонники Змея и почитатели Каина

Искажать мир, считая зло — добром, а добро — злом, — не современное "постмодернистское", "актуальное" искусство, не попытка взглянуть на мир "свежо", а традиция, уходящая в далекую древность. Среди ересей особняком стоят те, которые занимались подобными "перевертышами". И чаще всего "баловался" этим гностицизм, кланяясь Змею и почитая Каина.

Гностицизм, о котором мы уже писали, почти не сохранился в "чистом" виде, таким, каким был в пору своего расцвета — в II-III веках нашей эры. Но гностические идеи оказались растворены во многих религиозных традициях, пришедших следом. О наиболее необычных и причудливых формах, которые зачастую принимало учение гнозиса, мы расскажем в этой статье.

Наиболее ранней формой гностицизма, берущей свое начало еще в дохристианскую эпоху, исследователи считают офитов (или офиан). Характерно, что, в отличие от других гностиков, свое название они получили не по имени основателя секты. Офис по-гречески — змея. От этого существа и другое название секты — наассены (нахашены), от еврейского слова нахаш. Очевидно, культ змеи существовал с самых давних времен, но с появлением христианства и гностицизма образ змея наполнился глубоким смыслом.

Читайте также: Ересь Симона Мага: благодать по сходной цене

Этому существу у офитов уделялось совершенно особое внимание! Змей держали в специальных ящиках, иногда выпуская на стол, заставленный хлебами. Считалось, что от прикосновения змеи хлебу сообщается особая благодать. Хлеб потом использовали в различных ритуалах. По некоторым свидетельствам, в своих храмах офиты ставили рядом статуи Христа и Змея — но сейчас трудно сказать, насколько такие свидетельства достоверны, тем более что в некоторых вариантах этого учения Христос и Змей выступали как одно целое.

Возникнув раньше других гностиков, офиты продержались дольше большинства своих собратьев — известно, что император Юстиниан I Великий, святой православной Церкви, издавал против них эдикты в VI веке.

Образ змея не всегда воспринимался его почитателями как однозначно положительный. Иногда он совмещал и мудрость, и хитрость, и злобу. Но как правило, змей ассоциировался с благим началом, противостоящим злому создателю материального мира. Эон София под видом змея сообщила первым людям знания, желая вырвать их из-под власти божества, создавшего телесные оболочки. В общем, обычная для гностиков тема.

Читайте также: Гностицизм — ересь, не дающая миру шанса

Как заметил исследователь В. В. Болотов, у офитов "мирообразование есть результат непрерывной цепи такой злобы, взаимного раздора, что провести идею злого начала полнее едва ли возможно. Вообще, мировоззрение офитов — тем мрачнее, чем определеннее".

Некоторые вполне приемлемые для христиан наставления зачастую сочетались с более чем странной мифологией, сообщавшей, конечно, определенный "вкус" всему учению. Вот, например, что можно встретить на страницах трактата Пистис София, который относят к одной из школ офитов: "избегайте любви мира сего, чтобы быть достойными Тайн Света и спастись от Смоляных Одежд и Огня (Дракона с) собачьей мордой; избегайте невежества, чтобы быть достойными Тайн Света и спастись от Литургов Иалдабаофа и Морей Огня; избегайте блуда, чтобы быть достойными Тайн Царствия Света и спастись от Серных Морей и Ямы (Дракона с) львиной мордой". Впрочем, далеко не все гностики быль столь щепетильны в плане соблюдения заповедей.

Вообще, для гностицизма было очень характерно пересматривать библейские образы. Так, некоторые положительные, но второстепенные образы раздувались до невероятных размеров. Например, образ Сифа — библейского праведника, третьего сына Адама и Евы. По учению сифитов — секты, родственной офитам — Христос и был воплощенным Сифом. Но чаще мы видим смену ролей — так, у офитов змей, искушавший прародителей в Эдеме, оказывается благим началом. В этом смысле очень близки к офитам каиниты — само название секты говорит за себя. Вот что писал об этих странных товарищах святитель Ириней Лионский, живший во II веке:

 

"Другие опять говорят, что Каин происходит от высшей силы, и Исава, Корея, Содомлян и всех таковых же признают своими родственниками, и поэтому они были гонимы Творцом, но ни один из них не потерпел вреда, ибо Премудрость взяла от них назад к себе самой свою собственность. И это, учат они, хорошо знал предатель Иуда, и так как он только знал истину, то и совершил тайну предания, и чрез него, говорят они, разрешено все земное и небесное. Они также выдают вымышленную историю такого рода, называя Евангелием Иуды".

Читайте также: Мандеи: древняя ересь "назло всем"

Далее св. Ириней сообщает очень интересные сведения о тех нравственных последствиях, которые влекло это учение для своих последователей: "Я также собрал их сочинения, в которых они внушают разрушить дела Истеры (hystera); Истерою же называют Творца неба и земли; и так же, как Карпократ, говорят, что люди не могут спастись, если не пройдут чрез все роды дел. И при всяком грехе и постыдном поступке присутствует ангел, и действующий осмеливается приписывать свою дерзость и нечистоту ангелу, и каково бы ни было действие, совершать во имя ангела и так говорить: "О ангел! я злоупотребляю твое дело; о сила! я совершаю твое действие". И совершенное знание, по их словам, состоит в том, чтобы предаваться безбоязненно таким делам, которые непозволительно и называть".

Как говорится, "и оправдана премудрость чадами ее". Но, пожалуй, лучше всего иллюстрирует, как далеко может завести религиозно-мифологическая фантазия, разогретая неконтролируемыми инстинктами, секта борборитов. Едва ли это самоназвание, т. к. в основе данного наименование лежит греческое слово "навоз", "грязь".

Читайте также: Ересь Маркиона: злой демиург и добрый Бог

Епифаний Кипрский, благодаря которому и известна эта секта, вспоминает, как столкнулся с ее представителями. Точнее, с представительницами: "Я знавал их лично, возлюбленные (братья), и знаю об их обычаях от самих членов этой секты. Некоторые из женщин, которые сами верили во весь этот вздор, пытались убедить в нем и меня. Более того, они пытались соблазнить меня, как распутная жена египетского повара, ведь я был молод и привлекателен тогда. Однако Тот, что стоял рядом со святым Иосифом, не покинул и меня… Спас Он меня, услышав мои стенания, а не из-за праведности, как Иосифа.

И хотя эти женщины упрекали меня, я только смеялся про себя, слыша, как они шептались между собой: "Не спасти нам этого юношу, придется оставить его в руках архонта на погибель!" (…) Эти женщины были очаровательны внешне, но внутри них обитало дьявольское безобразие. Однако всемилостивый Бог спас меня от их непотребств. Затем я ознакомился с их книгами и понял, что они имели в виду, но в отличие от них, эта литература не тронула меня". Вот такой оригинальный способ миссии и спасения души. Забегая вперед, скажем, что и в двадцатом веке этот способ окажется очень даже востребованным…

Читайте также: Ереси: как Спаситель "спектакль" разыграл

При всей своей пестроте и многообразии внешних форм, при резких "перепадах" от крайнего аскетизма к крайней распущенности, секты, подобные офитам, сохраняли основные черты гностической философии. А именно — острое неприятие видимого мира и его создателя, жесткое деление людей на категории и уверенность в наличии знания, делающих его обладателей существами иного рода. Растворяясь в других традициях, гностицизм сохранялся в новых формах. В наше время вполне обоснованно начинают говорить о его втором расцвете…

Читайте также: Христианская ересь — полезное разномыслие?

Стоит добавить, что до наших времен почитание Змея сохранилось у езидов, где это существо, вызывающее однозначно негативную реакцию у христиан, считается вполне добрым персонажем. Согласно езидским легендам, именно змей указал пророку Шейху Ади место священного подземного источника в иракском местечке Лалеш. Ныне там — главное святилище езидов, над источником стоит храм. А в память о "помощнике" изображение черного змея стережет вход в него…

Читайте также:

Езиды: дорога в потерянный рай (часть первая)

Езиды: примирение с Богом для всех (часть вторая)

Но, невзирая на столь неоднозначный "гностический" символ, езидизм не несет в себе традиционных гностических черт. Это религия, признающая благого Бога-Творца, не делящая людей на категории "посвященных" и "профанов" и верующая, что в нашем мире нет зла. Поэтому, в отличие от "чистых" гностиков, езиды близки христианам и не противостоят им.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Кто главный неудачник раздела Каспия?
Появилось видео суперзалпа "Калибрами" из Черного моря
Почему Россия не хочет запрещать роботов-убийц
Израиль - игрок и центр ближневосточных конфликтов
Путин провоцирует: "Австрия меня любит"
Украина мечтает о том, что сделает с Крымом после войны с Россией
Россия потратит почти миллиард рублей на украшение Гаваны
Распад России начнется с Москвы и Подмосковья?
Появилось видео суперзалпа "Калибрами" из Черного моря
Какого "позитива" не хватает Путину в соцсетях
Распад России начнется с Москвы и Подмосковья?
За что олигарх Ходорковский может попасть на народные вилы
За что олигарх Ходорковский может попасть на народные вилы
За что олигарх Ходорковский может попасть на народные вилы
За что олигарх Ходорковский может попасть на народные вилы
За что олигарх Ходорковский может попасть на народные вилы
Генерал СКР сядет на 5,5 лет за взятку от "смотрящего по России"
Германию убедили, что Крым принадлежит России
Распад России начнется с Москвы и Подмосковья?
За что олигарх Ходорковский может попасть на народные вилы
За что олигарх Ходорковский может попасть на народные вилы