Ересь гностицизм почитал Каина

Офиты: поклонники Змея и почитатели Каина

Искажать мир, считая зло — добром, а добро — злом, — не современное "постмодернистское", "актуальное" искусство, не попытка взглянуть на мир "свежо", а традиция, уходящая в далекую древность. Среди ересей особняком стоят те, которые занимались подобными "перевертышами". И чаще всего "баловался" этим гностицизм, кланяясь Змею и почитая Каина.

Гностицизм, о котором мы уже писали, почти не сохранился в "чистом" виде, таким, каким был в пору своего расцвета — в II-III веках нашей эры. Но гностические идеи оказались растворены во многих религиозных традициях, пришедших следом. О наиболее необычных и причудливых формах, которые зачастую принимало учение гнозиса, мы расскажем в этой статье.

Наиболее ранней формой гностицизма, берущей свое начало еще в дохристианскую эпоху, исследователи считают офитов (или офиан). Характерно, что, в отличие от других гностиков, свое название они получили не по имени основателя секты. Офис по-гречески — змея. От этого существа и другое название секты — наассены (нахашены), от еврейского слова нахаш. Очевидно, культ змеи существовал с самых давних времен, но с появлением христианства и гностицизма образ змея наполнился глубоким смыслом.

Читайте также: Ересь Симона Мага: благодать по сходной цене

Этому существу у офитов уделялось совершенно особое внимание! Змей держали в специальных ящиках, иногда выпуская на стол, заставленный хлебами. Считалось, что от прикосновения змеи хлебу сообщается особая благодать. Хлеб потом использовали в различных ритуалах. По некоторым свидетельствам, в своих храмах офиты ставили рядом статуи Христа и Змея — но сейчас трудно сказать, насколько такие свидетельства достоверны, тем более что в некоторых вариантах этого учения Христос и Змей выступали как одно целое.

Возникнув раньше других гностиков, офиты продержались дольше большинства своих собратьев — известно, что император Юстиниан I Великий, святой православной Церкви, издавал против них эдикты в VI веке.

Образ змея не всегда воспринимался его почитателями как однозначно положительный. Иногда он совмещал и мудрость, и хитрость, и злобу. Но как правило, змей ассоциировался с благим началом, противостоящим злому создателю материального мира. Эон София под видом змея сообщила первым людям знания, желая вырвать их из-под власти божества, создавшего телесные оболочки. В общем, обычная для гностиков тема.

Читайте также: Гностицизм — ересь, не дающая миру шанса

Как заметил исследователь В. В. Болотов, у офитов "мирообразование есть результат непрерывной цепи такой злобы, взаимного раздора, что провести идею злого начала полнее едва ли возможно. Вообще, мировоззрение офитов — тем мрачнее, чем определеннее".

Некоторые вполне приемлемые для христиан наставления зачастую сочетались с более чем странной мифологией, сообщавшей, конечно, определенный "вкус" всему учению. Вот, например, что можно встретить на страницах трактата Пистис София, который относят к одной из школ офитов: "избегайте любви мира сего, чтобы быть достойными Тайн Света и спастись от Смоляных Одежд и Огня (Дракона с) собачьей мордой; избегайте невежества, чтобы быть достойными Тайн Света и спастись от Литургов Иалдабаофа и Морей Огня; избегайте блуда, чтобы быть достойными Тайн Царствия Света и спастись от Серных Морей и Ямы (Дракона с) львиной мордой". Впрочем, далеко не все гностики быль столь щепетильны в плане соблюдения заповедей.

Вообще, для гностицизма было очень характерно пересматривать библейские образы. Так, некоторые положительные, но второстепенные образы раздувались до невероятных размеров. Например, образ Сифа — библейского праведника, третьего сына Адама и Евы. По учению сифитов — секты, родственной офитам — Христос и был воплощенным Сифом. Но чаще мы видим смену ролей — так, у офитов змей, искушавший прародителей в Эдеме, оказывается благим началом. В этом смысле очень близки к офитам каиниты — само название секты говорит за себя. Вот что писал об этих странных товарищах святитель Ириней Лионский, живший во II веке:

 

"Другие опять говорят, что Каин происходит от высшей силы, и Исава, Корея, Содомлян и всех таковых же признают своими родственниками, и поэтому они были гонимы Творцом, но ни один из них не потерпел вреда, ибо Премудрость взяла от них назад к себе самой свою собственность. И это,учатони,хорошозналпредательИуда,итак как он только знал истину, то и совершил тайну предания, и чрез него, говорят они, разрешено все земное и небесное. Они также выдают вымышленную историю такого рода, называя Евангелием Иуды".

Читайте также: Мандеи: древняя ересь "назло всем"

Далее св. Ириней сообщает очень интересные сведения о тех нравственных последствиях, которые влекло это учение для своих последователей: "Я также собрал их сочинения, в которых они внушают разрушить дела Истеры (hystera); Истерою же называют Творца неба и земли; и так же, как Карпократ, говорят, что люди не могут спастись, если не пройдут чрез все роды дел. И при всяком грехе и постыдном поступке присутствует ангел, и действующий осмеливается приписывать свою дерзость и нечистоту ангелу, и каково бы ни было действие, совершать во имя ангела и так говорить: "О ангел! я злоупотребляю твое дело; о сила! я совершаю твое действие". И совершенное знание, по их словам, состоит в том, чтобы предаваться безбоязненно таким делам, которые непозволительно и называть".

Как говорится, "и оправдана премудрость чадами ее". Но, пожалуй, лучше всего иллюстрирует, как далеко может завести религиозно-мифологическая фантазия, разогретая неконтролируемыми инстинктами, секта борборитов. Едва ли это самоназвание, т. к. в основе данного наименование лежит греческое слово "навоз", "грязь".

Читайте также: Ересь Маркиона: злой демиург и добрый Бог

Епифаний Кипрский, благодаря которому и известна эта секта, вспоминает, как столкнулся с ее представителями. Точнее, с представительницами: "Я знавал их лично, возлюбленные (братья), и знаю об их обычаях от самих членов этой секты. Некоторые из женщин, которые сами верили во весь этот вздор, пытались убедить в нем и меня. Более того, они пытались соблазнить меня, как распутная жена египетского повара, ведь я был молод и привлекателен тогда. Однако Тот, что стоял рядом со святым Иосифом, не покинул и меня… Спас Он меня, услышав мои стенания, а не из-за праведности, как Иосифа.

И хотя эти женщины упрекали меня, я только смеялся про себя, слыша, как они шептались между собой: "Не спасти нам этого юношу, придется оставить его в руках архонта на погибель!" (…) Эти женщины были очаровательны внешне, но внутри них обитало дьявольское безобразие. Однако всемилостивый Бог спас меня от их непотребств. Затем я ознакомился с их книгами и понял, что они имели в виду, но в отличие от них, эта литература не тронула меня". Вот такой оригинальный способ миссии и спасения души. Забегая вперед, скажем, что и в двадцатом веке этот способ окажется очень даже востребованным…

Читайте также: Ереси: как Спаситель "спектакль" разыграл

При всей своей пестроте и многообразии внешних форм, при резких "перепадах" от крайнего аскетизма к крайней распущенности, секты, подобные офитам, сохраняли основные черты гностической философии. А именно — острое неприятие видимого мира и его создателя, жесткое деление людей на категории и уверенность в наличии знания, делающих его обладателей существами иного рода. Растворяясь в других традициях, гностицизм сохранялся в новых формах. В наше время вполне обоснованно начинают говорить о его втором расцвете…

Читайте также: Христианская ересь — полезное разномыслие?

Стоит добавить, что до наших времен почитание Змея сохранилось у езидов, где это существо, вызывающее однозначно негативную реакцию у христиан, считается вполне добрым персонажем. Согласно езидским легендам, именно змей указал пророку Шейху Ади место священного подземного источника в иракском местечке Лалеш. Ныне там — главное святилище езидов, над источником стоит храм. А в память о "помощнике" изображение черного змея стережет вход в него…

Читайте также:

Езиды: дорога в потерянный рай (часть первая)

Езиды: примирение с Богом для всех (часть вторая)

Но, невзирая на столь неоднозначный "гностический" символ, езидизм не несет в себе традиционных гностических черт. Это религия, признающая благого Бога-Творца, не делящая людей на категории "посвященных" и "профанов" и верующая, что в нашем мире нет зла. Поэтому, в отличие от "чистых" гностиков, езиды близки христианам и не противостоят им.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Сергей Нестеров
Сергей Нестеров — филолог, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить