Первого марта по старому стилю наши предки отмечали новолетие

Новый год русичей: мартовские "овсеньки"

Для большинства русских традиция празднования Нового Года у древних славян — это что-то, в чьем существовании как будто бы не сомневаются, но о чем задумываются крайне редко. А когда задумываются, то думают что-то, не имеющее особого отношения к реальности. У большинства людей вся информация на эту тему — завалявшиеся по углам смутные воспоминания о школьных уроках истории. Так что максимум, что можно выудить на эту тему из среднестатистического человека — это то, что на январь празднование перенес Петр I, а до него начало года приходилось на первое сентября. Это, к слову, тоже верно меньше, чем наполовину.

На самом деле традиция праздновать Новый год в сентябре — не столько общеславянская, сколько уже русская, и особой древностью не отличается. Решение отсчитывать новый год с сентября было принято централизованно на Московском Соборе 1348 года и имело целью привести календарь в соответствие с византийским, а собственно традиция празднования появилась и того позже, ближе к началу XVI столетия, то есть, всего лишь за несколько десятков лет до Петра.

До того Новый год праздновался в марте, предположительно — первого числа, причем, как это бывает со спускаемыми сверху инициативами, на протяжении долгого времени оба варианта благополучно существовали параллельно, причем мартовский оставался значительно более популярным.

Читайте также: Власьев день: святой из язычества

Так что часто приписываемое Петру I надругательство над древними традициями в данном случае достаточно далеко от истины. Силовое насаждение нового январского праздника, разумеется, было. Но называть древней "сентябрьскую" традицию, которой на тот момент исполнилась от силы сотня лет, все-таки не вполне верно.

Имеются, впрочем, и другие соображения насчет того, на какое именно время приходился у славян отсчет нового года. Поскольку собственно народный праздник никакими указами не назначался, а праздновавший его народ был довольно разнородным и расселенным по большой территории, исследователи и по сей день предлагают множество дополнительных вариантов, которые вполне могли быть реальными для какого-то времени или какого-то места.

Одни историки считают, что начало нового года у славян приходилось на зимнее солнцестояние (21-22 декабря) и связывалось с Колядой, солнцем-младенцем, другие — на весеннее равноденствие (20-21 марта), условное начало новой весны, третьи — на Святки, отождествляемые с рождением первого света в году.

Читайте также: Бургзонндег — языческий праздник огня

Мы же остановимся все-таки на самом популярном варианте — первом марта, который с поправкой на новый стиль приходится сейчас на 14-е число месяца.

Сам праздник, по крайней мере, у восточных славян, назывался "Овсень Малый" (с ударением на второй слог и множеством местечковых вариантов: Таусень, Баусень, Тусень, Усень и т. д.); от этого же слова происходило и название основного элемента новогоднего обряда — обходные песни-овсени, аналогичные рождественским колядкам.

Зачастую это даже были одни и те же песни, носившие в зависимости от привязки к празднику то или иное название. По традиции, в этот день полагалось ходить ряжеными по домам и исполнять перед дверями песни, а хозяевам — привечать овсенькаяющих и давать им угощение, которое, (что, впрочем, не должно удивлять), тоже называлось овсеньками или таусеньками. При этом как тексты песен, так и традиционное угощение могли варьировать в зависимости от местности: где-то предпочитали блины, где-то — крендельки, где-то — печеные колбаски, где-то — сушеные яблоки и ягоды. Песни эти отличались характерной манерой исполнения — их не столько пели, сколько выкрикивали и, в отличие от большинства колядок, как правило, адресуемых семье в целом, овсеньки исполнялись для конкретных ее членов.

Этимология слова восходит к слову "весна", так что по значению своему Овсень — не столько начало нового года, сколько начало новой весны. Оно и неудивительно — для сельских жителей, которые преобладали в славянских землях, начало нового сельскохозяйственного сезона, нового круга полевых работ значило гораздо больше, чем начало абстрактного календарного года. В этом тогдашние славяне мало отличаются от большинства других древних культур — для них начало года знаменовало не начало чего-то нового, а очередной повтор уже многократно повторявшегося цикла.

Читайте также: Мара-Марена: проводы снежной королевы

Как это часто бывало, после принятия христианства традиционный праздник Новогодья со временем сросся с выпавшим на ту же дату днем памяти святого — в данном случае преподобной Евдокии Илиопольской. В народном календаре день этот стал называться "Авдотья Плющиха", а сама святая в народном сознании приобрела многие черты олицетворения Весны — считалось, к примеру, что ей были вручены ключи от весенних вод и возложена задача воскрешать землю после зимы. Как это обычно бывает, в настоящем ее житии ничего подобного нет. Большинство приписываемых этой святой чудес имеют откровенно мрачный оттенок, вроде насылания огромного змея на грабивших монастырь солдат.

В любом случае, говоря об обычаях празднования славянского Нового года, не стоит забывать, что славян сложно назвать единым гомогенным народом: они делятся на множество подгрупп, расселенных по огромной территории, так что говорить о конкретных традициях конкретного праздника было бы все равно, что говорить, будто все европейцы одинаково празднуют Рождество. Были и общие традиции, и местные вариации, и что о тех, что о других сейчас судить трудно — слишком мало письменных свидетельств, слишком много домыслов. Как и в случае с любым другим народным праздником.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Николай Бедарев
Николай Бедарев — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить