Великие реформаторы: Франциск Ассизский

15 июля 1228 года спустя два года после смерти основатель ордена францисканцев Франциск Ассизский причислен к лику святых папой римским Григорием IX. Есть крупные религиозные реформаторы, есть реформаторы великие, но среди них утесами возвышаются величайшие — те, без которых не только история Церкви, но и сама Жизнь будут не полными. Святой Франциск Ассизский не только основатель нищенствующего ордена, названного в его честь, но и открыватель новой эпохи в истории западного монашества.

Джованни Батиста Бернардоне (Giovanni Battista Bernardone) — единственный сын зажиточного торговца сукном Пьетро Бернардоне и мадонны Пики родился в 1181 или 1182 г. в Ассизи, городке гористой Умбрии, у подножия горы Монте Субазио (Monte Subasio). Негоциант Бернардоне совершал частые поездки во Францию, в память которой он и назвал своего сына Франческо (Francesco — означает "француз"). Так крещенный под именем Иоанна (Джованни), он стал именоваться Франциском, как принято писать его имя в русскоязычной литературе.

Латинизированное имя Franciscus Assisiensis — Франциск Ассизский станет его визитной карточкой в истории. Некоторые западные историки высказывали предположение, что мать Франциска Ассизского была француженкой. Возможно, она происходила из обедневшего дворянского рода Бурлемон (Bourlémont) в Вогезах. Отец будущего реформатора познакомился с ней во время своего очередного вояжа во Францию. Франциск знал песни трубадуров и часто распевал их на французском языке. С детства его приобщали к изучению наук.

Будущий предприниматель должен был быть грамотным и знать арифметику, поэтому его отдали в церковно-приходскую школу Сан-Джорджо (San Giorgio), где мальчик обучился чтению, письму и начаткам латыни. Об этом периоде его жизни энциклопедия Брокгауза-Эфрона сообщает: "Юношей он вел разгульную жизнь с молодежью своего города, которая выбирала его "царем" пирушек. Родители не мешали сыну, гордились его знакомством с дворянской молодежью; мать Франциска не скрывала, что ожидает для сына славного будущего. И сам он в это время не был лишен тщеславия: источники говорят, что он не хотел, чтобы "кто-либо его превосходил"".

В ноябре 1202 года разразилась война с соседней Перуджей, в которой горожане Ассизи проиграли (битва у Коллестрада). Город Ассизи принадлежал империи Гогенштауфенов, а Перуджа относилась к владениям их противников Вельфов. Во время одной из стычек Франческо попал в плен, но и там не утратил своей природной веселости. Рассказывали, что в плену он единственный продолжал общаться с неким пленным, которого его товарищи избегали из-за какого-то проступка, а может даже измены. В плену его содержали вместе с рыцарями, так как он вел образ жизни благородного. Примерно через год на отцовские деньги был внесен выкуп — Франческо вернулся домой.

Франческо не оставил своей мечты стать рыцарем и вступил под знамена знаменитого кондотьера Вальтера Третьего, графа Бриенского, чтобы отправиться в Апулию. В междоусобной войне 1204 или 1205 года, он должен был сражаться в Южной Италии на стороне Римского папы против Штауфенов. Видимо, после плена молодого человека стали одолевать физические недуги и душевные волнения. С первого же ночлега он повернул своего коня на дорогу, ведущую домой.

Согласно легенде, он видел сон, направивший его на другой путь. В родном городе он стал сторониться своих прежних приятелей и стремился к одиночеству. В 1205 или 1206 году он отправился в Рим на поклонение святому Петру. В Вечном Городе его возмутили скудные подаяния на могиле первоапостола, и он, к изумлению окружающих, бросил горсть золотых в окошечко под алтарем. У паперти он увидел вереницу нищих, ожидавших подаяния. Ходила легенда, что Франческо переоделся в лохмотья одного из нищих, чтобы "испробовать" эту жизнь.

Так, у гробницы апостола нищенство преобразилось в глазах Франциска, что совершенно не устраивало его отца, имевшего на единственного наследника свои виды. Однако поэтическая фантазия Франческо создала из "нищего жития" идеальный образ. В одном из рассказов описывается, как Франциск Ассизский отправился в приют для прокаженных, взяв с собой много денег, и, подав каждому из них милостыню, долгое время пробыл с ними.

В своем завещании святой Франциск ведет начало "своего покаяния" с этого посещения прокаженных, заявляя, что пока он жил в грехе, вид прокаженных был ему неприятен, но Господь повел его к ним, после чего-то, что для него было горьким, стало сладким. Во время молитвы в церкви святого Дамиана в Ассизи, скорее всего году в 1205, когда Франческо стоял перед распятием, у него было видение. Голос Иисуса Христа обратился к нему: "Франциск, иди и почини мой дом, ты видишь, что он разваливается".

Когда отца не было в лавке, Франциск набрал лучшего товара и повез его в Фолиньо для продажи. Продав его вместе с лошадью, он отдал вырученные деньги священнику церкви святого Дамиана, но тот, опасаясь Пьетро Бернардоне, отказался их взять. Франциск бросил свой кошелек на подоконник и остался при церкви. От гнева отца ему потом долго пришлось скрываться в окрестных пещерах. Когда он вернулся домой, отец избил его и запер. Мать выпустила сына, и он навсегда ушел из родительского дома.

Весной 1206 года Бернардоне обратился к властям с требованием возвратить ему сына и похищенные им деньги. Франциск заявил, что он стал слугой Господа и светским судьям неподсуден. Бернардоне обратился с жалобой к епископу города Ассизи Гвидо Второму (умер в 1228 году). На церковном суде Франциск, по требованию епископа, не только возвратил деньги, но снял с себя полученную от отца одежду, объявив, что впредь будет считать отцом своим не Пьетро Бернардоне, а отца небесного. Получив от слуги епископа простую одежду, Франциск отправился в соседний лес, громко распевая песенки на провансальском диалекте. На вопрос встретившихся разбойников он ответил, что он "вестник Великого Господа".

Своими руками, как гласит предание, Франциск занимался починкой церквей, для чего выпрашивал камни. Одной из них стала находящаяся в трех километрах от Ассизи полуразрушенная часовня Святой Девы, под названием Порциункула (Portiuncula). Так чаще всего называют базилику Санта-Мария дельи Анджели (Santa Maria degli Angeli), вокруг которой впоследствии расположилась первая Францисканская обитель, основанная самим Франциском и его первыми спутниками. В день памяти апостола Матфея, 24 февраля 1208 года, Франциск стоял на мессе и услышал чтение из Евангелия от Матфея (10:8-10), в котором указывалось, что апостолам не должно иметь ни золота, ни серебра в кошельках, ни посоха, ни двух одежд, ни обуви. Как сказано — "Даром получили, даром давайте".

Франциск питался объедками, которые собирал по городу, и жил в шалаше рядом с небольшой церковью Порциункула. Многие считали его помешанным, но к нему присоединился богатый гражданин Бернард де Квинтавалле, который, согласно Евангелию, распродал свое имущество и роздал бедным. Третьим стал священник из соседней церкви.

16 мая 1209 года, когда их стало трое, считается днем основания Францисканского ордена. В одежде странников они ходили по соседним городам и деревням, призывая к миру и покаянию. На вопрос, кто они такие, они отвечали: "кающиеся грешники". Как сообщает энциклопедия Брокгауза-Эфрона: "Но они были бодры духом, называя себя "ликующими в Господе" или "потешниками Господа". Иные из них, как и сам Франциск, занимались ручным трудом, при случае помогая крестьянам в сельских работах, но денег не принимали, довольствуясь лишь скромной трапезой".

Франциск Ассизский скончался 4 октября 1226 года и через два года был канонизован папой Григорием IX. Перед своей кончиной он якобы произнес: "Жить и умереть мне одинаково сладко".

Читайте другие статьи из серии "Великие реформаторы в реалиях":

Великие реформаторы в реалиях: Фома Аквинат

Реформаторы в реалиях: митрополит Филипп

Реформаторы в реалиях: Сергий Радонежский

Великие реформаторы в реальности: Цвингли

Великие реформаторы в реалиях: Ян Лейденский

Великие реформаторы в реалиях: Жан Кальвин

Великие реформаторы в реальности: Ориген

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить