Как страх ада привел к Реформации

17 июля 1505 года монастырь ордена Августинианцев в немецком городе Эрфурте пополнился новым иноком. Им стал 22-летний сын рудокопа и дипломированный "магистр свободных искусств" Мартин Лютер. Пожалуй, ни один католический монах не достиг такой известности, как он. Правда, с поправкой — слава эта, с точки зрения Рима, была исключительно геростратовой.

А началось все с сильной июльской грозы, настигшей молодого выпускника факультета свободных искусств Эрфуртского университета. Молнии блистали, непрестанно гремел гром — и исполненный смертельным страхом Лютер в отчаянии прошептал: "Помоги, Святая Анна, и я стану монахом!". Поскольку герой нашего рассказа был человеком слова — вырвавшуюся фразу он воспринял как обет и тут же приступил к его выполнению, смешав планы родителей, мечтавших о том, чтобы их сын стал преуспевающим юристом — к чему были все необходимые предпосылки.

Читайте также: Генрих IV — религиозный перебежчик

Потом в жизни новоиспеченного "августинианца" было многое. Преподавание богословия в разных учебных заведениях — и обретение степени доктора теологии. Поездка в Рим, с его, мягко говоря, вольными нравами, царящими и в среде церковной элиты. Но главным было, без иронии, "монашеское делание" — с целью достичь спасения души и блаженной Вечности. А вот это-то как раз у Лютера не очень-то получалось. Нет, монахом он был образцовым — ходил на все церковные службы, умерщвлял плоть постом и поклонами, прилежно выполнял все приказы монастырского начальства в строгом послушании.

Однако мира в душе все равно не было. Зато было другое — постоянный, гнетущий, высасывающий всю радость жизни страх ада. Благо, средневековое католическое мировоззрение живописало сие малоприятное место очень уж реалистичными красками. Людей, не слишком поглощенных вопросами веры, это не сильно задевало. Подумаешь! Главное — от церкви не оторваться, а грех — ну так можно и индульгенцию купить. Или напрямую дать соответствующее пожертвование "профессионалам" — священникам и монахам, чтобы они "отмолили" тяжесть с души, принеся Богу "удовлетворение" из "копилки добрых дел" Церкви, в которую складываются соответствующие заслуги Бога и Его Святых.

Однако на свою беду (и беду всей Католической церкви) Лютер был искренне верующим человеком. А еще — доктором богословия, досконально изучившим Священное Писание. Оставалась самая малость — найти там места, которые могли бы утешить страждущую из-за потери веры в спасение душу. Места нашлись — как же без них? Правда, были и другие, противоположные — гармонично сложенные в единое целое многовековым опытом лучших умов христианской церкви, закаленных борьбой с еретиками. Ну так и что с того? Можно ведь объявить высшим авторитетом исключительно Священное Писание, а истиной в последней инстанции — мнение любого человека, его читающего. А Предание воспринимать в качестве верного толкования лишь тогда, когда оно тебе нравится.

Так, в конечном счете, и сделал Мартин Лютер. Разуверившись в том, что дела добродетели могут помочь спасению, он объявил, что последнее достигается одной верой и благодатью Божьей. Причем по строгому выбору самого Творца. В смысле, кого он избрал, те и поверить в Христа смогли, ну а Благодать совершила все остальное. Позже многие протестантские богословы пытались смягчить эту мысль о "двойном предопределении", оставив лишь тезис о выборе ко спасению. Но если одни избраны, а другие — нет, что остается последним, кроме того самого ада, избежать которого так стремился реформатор католицизма? Причем они оказываются неспособными к вере (и к вечному блаженству), опять же, не по своей воле — а по Божьему предопределению.

Ну, а раз все верующие и так спасены — то зачем им еще какие-то дополнительные средства — таинства, которыми подается спасительная благодать, молитвы за умерших, другие важнейшие элементы деятельности традиционных Церквей? Впрочем, основатель лютеранства оставил многие элементы конфессии, из которой вышел. Так, в лютеранстве есть монастыри (хотя Лютер мало того, что сам нарушил монашеские обеты — так еще и женился на расстриженной монахине), храмы, где служится Литургия, принимаются исповеди, верующие причащаются и даже присутствуют некоторые иконы. Просто вероучительное содержание всего этого абсолютно отлично и от Католицизма, и от Православия. Таинства — это фактически символические действия, не несущие спасительной нагрузки, священнослужители — не люди, принявшие особый благодатный дар к своему служению, но простые верующие, занимающиеся этой деятельностью "по должности", иконы — просто религиозная живопись, и так далее.

Семена этого вероучения пали на благодатную почву. Реформатора поддержали не только прижимистые немецкие купцы и прочие буржуа, давно мечтающие о "дешевой церкви", которой не надо жертвовать на службы и поминание усопших, но и многие князья, сытые по горло претензиями Рима на светскую власть помимо духовной. А заодно мечтавшие прибрать к рукам немалые богатства католических монастырей и епархий. Вылилось все это в широкое движение Реформации — которое, впрочем, двигали не только соратники Лютера.

А еще церковный раскол вылился в кровопролитнейшую Тридцатилетнюю войну в первой половине XVII века между католиками и протестантами, закончившуюся истреблением от военных действий, голода, смертоносных эпидемий 80 процентов населения когда-то цветущей Германии. Ее печальный рекорд был побит, пожалуй, лишь во времена Руины — когда за те же 30 лет непрерывных гражданских войн многочисленные наследники Богдана Хмельницкого сократили население Правобережной Украины в десять раз.

В тоже время, нельзя представлять лютеран в частности и протестантов вообще некими "николаитами", еретиками апостольских времен, считавшими, что раз они христиане — значит, им все позволено, Бог ведь все равно их уже спас. По большому счету, ведение верующим христианской жизни, если он уже не боится адских мук и не ожидает в награду рая (поскольку и так чувствует свою причастность к Богу) — это образ жизни "сынов" (в противопоставление "рабам" и "наемникам") по вполне святоотеческой терминологии.

И лютеране, несмотря на формальное отрицание необходимости добрых дел для спасения, тем не менее, их с успехом творят. Ухаживают за больными, бездомными, занимаются прочей благотворительностью. По их мнению, пусть эти дела сами по себе и не обеспечивают сотрудничества с Богом в достижении блаженной вечности — они являются подтверждением для самого верующего, что он все еще верующий. Ведь веру можно и потерять — а вместе с ней и надежду на вечную жизнь с Богом. Такая вот интересная диалектика.

Читайте также: Капуцины: ораторы под острыми капюшонами

Правда, не стоит забывать и о том, что те же святые отцы особенно усиленно предупреждали об опасности "впадения в прелесть", духовный обман, когда желаемое выдается за действительное. И осознанно отказываться от всего того, что Господь предназначил в виде подспорья для получения спасительной благодати, право, может быть очень опасно. Так что завидовать уверенности протестантов в собственном спасении, наверное, не стоит — лучше вместо этого, по слову апостола Павла, "со страхом и трепетом совершать свое спасение" (Флп. 2:12). При этом не забывая и о том, к чему может привести неумеренный страх из-за сомнений в благости Божьей — на примере Мартина Лютера.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Зачем США навязывают всему миру свое энергетическое сырье
Зачем США навязывают всему миру свое энергетическое сырье
Украина ужесточает въезд для россиян
МИД России рассказал, как Россия откажется от доллара
МИД России рассказал, как Россия откажется от доллара
Владимир ОЛЕЙНИК: украинцы больше не видят перспектив в собственном доме
Три российских спутника не выходят на связь после запуска
Режиссёра Серебренникова ждёт домашний арест
Владимир ОЛЕЙНИК: украинцы больше не видят перспектив в собственном доме
Три российских спутника не выходят на связь после запуска
Скандал: День независимости Украины на фоне карты без Крыма
МИД России рассказал, как Россия откажется от доллара
Три российских спутника не выходят на связь после запуска
Порошенко возвестил о желании поднять украинский флаг над Севастополем
Рост цен и доходы россиян: главные задачи правительства — Никита МАСЛЕННИКОВ
Провинциальный роддом заплатит гигантский штраф за подмену детей
Почему человечество может остаться без мороженого
Порошенко возвестил о желании поднять украинский флаг над Севастополем
Рабочий зарезал троих на заводе "ГАЗ"
Дипломаты США послали россиян подальше
Флот США к ядерному удару готов