Талгат Таджуддин объявил джихад против США тупой саблей

Прошедшая неделя в российской мусульманской умме (общине) была ознаменована скандальной выходкой т.н. верховного муфтия, главы Центрального духовного управления мусульман шейх Талгатом Таджуддином на митинге в Уфе, кстати, организованной "партией власти" - "Единой Россией". Когда башкирские единороссы дали слово Таджуддину, он, вынув из ножен здоровенную (и как потом оказалось, тупую) саблю и помахав ее, с высокой трибуны публично объявил джихад против США. А потом он дал журналистам подробное объяснение: "Сегодня ночью муфтии, входящие в состав ЦДУМ по факсимильной связи проголосовали за джихад. Так что война против США и других агрессоров с нашей стороны объявлена". Также Таджуддин сказал, что "война будет выражаться закупкой и отправкой в Ирак боеприпасов".


После этого журналисты, в основном американские, так до сих пор толком и не разобравшие кто есть кто в российском мусульманском обществе, "атаковали" с различными вопросами соперника председателя ЦДУМ — Равиля Гайнутдина, главу Совета муфтиев России и просили последнего прокомментировать заявления верховного муфтия. Мусульманский лидер в отличие от прошлых относительно мягких заявлений в адрес соперника на этот раз, видимо, понял, что настало время действовать по всей широте фронта, и перешел в открытое наступление.

Гайнутдин, срочно прервавший свой отпуск и вылетевший для встречи с президентом Путиным в Москву, в частности, подчеркнул: "Мы (муфтии, входящие в Совет муфтиев России) уже сделали заявление, в котором говорится, что любая попытка объявления джихада в настоящее время является неправомерной, экстремисткой, популистской". Глава Совета муфтиев, Председатель ДУМ Азиатской части России Нафигулла Аширов, руководитель "Исламского комитета" Гейдар Джемаль прямо высказались: в последнее время на поведение Таджуддина сказывается весеннее обострение. (Джемаль даже назвал Таджуддина "клоуном в халате, психически больным человеком, провокатором").

Таджуддину, привыкшему в трудную минуту опираться на Русскую православную церковь (чего стоят его слова "Я готов целовать ноги Алексию II, лишь бы не было войны", "Любую проблему можно решить двумя стаканами водки" и проч.) на этот раз в поддержке со стороны РПЦ было негласно отказано. Причина проста: за пару дней до объявления джихада таджуддиновский муфтият принял переименоваться в исламский центр духовного управления мусульман Святой Руси. Словосочетания режет слух не только правоверным, но и православным: либо "Святая Русь", либо — "мусульмане". По информации из РПЦ, там очень недовольны поведением коллеги в мусульманской одежде: "А что это он на "Русь" замахнулся?".

Тем временем Генеральная прокуратура России вынесла Таджуддину предупреждение. Кроме этого, Генпрокуратура дала ясно понять: еще одно подобное высказывание и ведомство Таджуддина, которое ведет свою историю со второй половины XVIII века, может быть распущено.

Но больше всех таджуддиновское заявление о джихаде задело президента Путина. "Нельзя допустить, чтобы эмоции брали верх, — сказал он во время встречи с Леонидом Рошалем, явно имея в виду Таджуддина. И сразу добавил: — Мы не заинтересованы в поражении США", поставив тем самым в неловкое положение российских мусульман, поскольку правоверные своих позиций по иракской войне не меняли. "Как же так — мы называем США агрессором, а сами не заинтересованы в поражении этого самого агрессора?", — задавали друг другу вопрос в московской Соборной мечети в прошедшую пятницу.

Впрочем, пункт по "не заинтересованности в поражении" Путин объяснил тем, что у России и США много общего в экономике и политике. Однако раздражение по поводу "агрессора, но стратегического партнера" у мусульман осталось, которое может негативно сказаться на взаимоотношениях "государство — мусульманская умма", особенно в предвыборный период.

А вот большинство комментариев и подробностей по части джихада со стороны Таджуддина, Гайнутдина, Путина и других удивительным образом не попали в репортажи не только официозных, но и оппозиционных телеканалов. Хотя отечественные журналисты толпами ходили в Соборную мечеть, обещая "материал будет непременно". Правда, о священной войне российских мусульман написали ряд московских газет, но ведь "Коммерсант" или "Газету" в провинции не читают: там их даже не знают.

По всей видимости, для Таджуддина настают нелегкие времена. В дальнейшем Кремль будет стараться уходить от связей с ним, а ведь до последнего времени Аппарат Президента оказывал ему полное содействие: официально Путин в российских мечетях побывал только два раза, и оба раза в Уфе, у Таджуддина. Однако "джихад" Кремль ему вряд ли простит.

А у российских мусульман авторитет Таджуддина резко пошел на убыль. Если раньше говорили, что команда Гайнутдина целенаправленно работает против уфимского муфтия и всеми способами пытается выбить почву из-под ног соперника, то на этот раз Таджуддин сам сделал свой выбор. Ну, не посылал же Гайнутдин своего соперника зарабатывать очки с тупой саблей на уфимский митинг!

Егор Титов,
специально для "ПРАВДЫ.Ру".

Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *