Добродетель долготерпения: почему Бог не отвечает моментально

2:56

Как научиться ждать, когда хочется получить результат немедленно? О добродетели долготерпения, о том, зачем человеку выдержка, как она связана с верой и почему "претерпевший до конца спасётся", рассказал отец Андрей (Сапунов).

Что такое долготерпение

— Мы продолжаем разговор о грехах и добродетелях, и сегодня речь пойдёт о добродетели, которую называют долготерпением. Для многих это слово звучит обыденно — "надо долго терпеть". Но на самом деле оно куда глубже. Прежде всего стоит разобраться в самом понятии терпения: это не просто вынужденное принятие неудобства, а осознанная готовность пройти путь, который требует времени и усилий.

Мы знаем, что есть терпение вынужденное — когда мы соглашаемся с чем-то, потому что не можем изменить ситуацию. Но есть и терпение сознательное — как понимание, что каждому делу и плодам нужно своё время.

Христос в Евангелии говорит: "Каждому плоду нужно время, чтобы созреть" — именно поэтому плод узнается по труду.

Так и долготерпение — это способность не только сдерживаться, но и выдерживать процесс, не требуя мгновенного результата.

Терпение против гнева

Долготерпение — это прямая противоположность гневу. Человек, охваченный гневом, как правило, не желает ждать и не умеет принимать обстоятельства. Его раздражает медленность, неудобство, непредсказуемость — всё, что мешает немедленному удовлетворению желаемого. Но многое в жизни просто невозможно изменить сразу. И только долготерпение помогает выдерживать, не разрушаясь изнутри.

Христос говорит: "Претерпевший до конца спасётся". Это не просто образное выражение, а конкретное указание на силу терпения в мире, где всё чаще требуется моментальная реакция.

Евангелие о долготерпении

В Евангелии говорится:

"Также и услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть, но это ещё не конец: ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут голоды, моры и землетрясения по местам; всё же это — начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и, по причине умножения беззаконий, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасётся".

Эти слова не о катастрофах как таковых — а о том, как важно не поддаваться панике. Мы часто тратим себя на чужие страдания, причитания, "ахи" и "охи" — и при этом не видим, что происходит внутри нас самих. Спасение начинается не с оценки новостей, а с покаяния и внутренней работы.

Невозможно ценить мир, не зная тревоги

Святые отцы говорили: "Тот, кто молится о мире во всём мире, поклоняется дьяволу". Эти слова звучат неожиданно, но в них есть глубокий смысл. Полный, безусловный мир невозможен в земной жизни, потому что для понимания ценности мира нужно ощутить его отсутствие.

Как нельзя оценить свет без темноты или тепло без холода, так нельзя понять смысл мира, если в мире никогда не происходило тревог.

Когда всё идёт гладко, человек теряет благодарность. Пока в доме есть электричество, никто не задумывается, как тяжело без него. Но стоит отключить свет хотя бы на час — начинается паника. Та же логика работает и с терпением: мы говорим о долготерпении, а сами впадаем в тревогу при малейшем неудобстве. Вместо того чтобы принять ситуацию и спокойно преодолеть её, мы рвёмся к мгновенному решению.

Почему нам так трудно терпеть

Часто православные христиане хотят видеть результаты немедленно — в делах, в семье, в духовной жизни. Мы требуем от детей быстрых успехов, от ближних — мгновенного понимания, от государства — моментальных решений, от Бога — сиюминутных чудес. Но ведь к себе мы не предъявляем тех же требований. Заставь человека, склонного к чревоугодию, отказаться от любимой еды — и он начнёт думать о ней в двадцать раз больше, чем раньше. Потому что внутренняя борьба требует не только силы, но и времени.

Мы не умеем жить вдолгую

Так устроен современный человек: он не тренирует себя на длинную дистанцию. Терпение для нас — это максимум пара часов. Кто-то может выдержать один день без сладкого, но уже на следующий срывается, ссылаясь на мнение диетологов или обстоятельства. Мы легко подгоняем даже Евангелие под собственные желания. Нам важно оправдание, а не истина.

Эта внутренняя несправедливость мешает нам расти. Мы не умеем откладывать усилия на завтра, не готовы действовать с прицелом на месяц или год. Даже простой план на три дня вперед — уже подвиг. Вместо этого мы живём в режиме "здесь и сейчас", мечемся, выгораем и потом долго восстанавливаемся. А ведь стоит просто распределить силы: "Это сегодня, это завтра, это позже". И не ломиться во всё сразу, потому что иначе — действительно можно не выбраться.

"Претерпевший до конца спасётся"

Мы не готовы ждать плодов, потому что нам кажется — либо сразу, либо бессмысленно. Но Христос говорит иначе: "Претерпевший до конца спасётся". А конец — это не завтра и не послезавтра. Это путь всей жизни. И плоды в духовной жизни, как и в поле, не растут мгновенно. Их не видно в первый день. Их даже трудно угадать через неделю. Только долготерпение позволяет взрастить в себе то, что действительно ценно.

Господь призывает нас к этому — не к беготне, не к мгновенным результатам, а к устойчивости. К зрелости, которая не ломается на каждом повороте. К пониманию, что главное вырастает только в терпении и смирении.

Терпение к самому себе

Когда рождается ребёнок, мы не знаем, кем он станет. Но шаг за шагом — в садике, школе, университете, в бытовых мелочах — мы вкладываем в него будущее. Исправляем, направляем, поддерживаем. А потом радуемся, когда он добивается своего, становится самостоятельным, заводит семью, находит своё дело. Это и есть плод, который невозможно собрать сразу. А если с порога унижать и ломать: "Ты никто, ничего из тебя не выйдет" — это путь в никуда. Увы, есть семьи, где детям именно так и говорят. И вместо опоры — только боль. Так же и с нами самими.

Долготерпение начинается не с терпения к окружающим, а с терпения к себе. Нужно научиться себя сдерживать, не бежать впереди паровоза, не бросаться на жизнь с ложкой наперевес, не требовать мгновенного результата.

Сказать себе: "Остановись. Подумай. Не надо всё и сразу". Это и есть разумная работа над собой. Иногда не получится просчитать всё до мелочей, но терпение — вполне можно: распределить силы, увидеть дальнюю цель, убрать то, что мешает, и начать жить чуть осмысленнее. И тогда что-то в нас начинает расти. Не от истерики — от терпения.

Просить помощи — с доверием

Поэтому, дорогие братья и сестры, пусть в каждом из нас разумность становится выше желаний и обид. Важно размышлять: что я делаю, к чему иду, чего на самом деле хочу достичь? Не всегда мы видим результат сразу. Не всегда он очевиден.

Но всегда можно обратиться к Богу: "Господи, помоги мне. Подскажи, направь, вразуми". И если просим с искренним сердцем — помощь приходит.

Если же наугад, словно купив лотерейный билет: "Вот тебе свечка, может сработает" — это не вера, это суеверие. Так в Церкви не действует.

Всё, о чём мы говорим сегодня, — это не абстрактные истины, а практические шаги. Стяжать долготерпение, то есть научиться выстаивать, ждать, удерживать себя и двигаться вперёд — вот добродетель, которая меняет нас и мир вокруг. Пусть она укрепляется в каждом из нас. Будем стараться стяжать долготерпение и приносить его плоды в мир.

Помогай нам Господь. Терпения, здравия, тихой человеческой радости и осмысленной жизни! С Богом. Всех благ.

Уточнения

 

  • Долготерпение — добродетель, один из девяти плодов Святого Духа.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Андрей Сапунов
Священник Андрей Андреевич Сапунов — автор, ведущий видеоэфиров Правды.Ру
Редактор Елена Маргвелашвили
Елена Маргвелашвили — журналист, выпускающий редактор Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *