Почему злость не решает проблем, а гнев может превратиться в злопамятство? Где проходит граница между праведным возмущением и разрушительной яростью? В природе гнева помогает разобраться отец Андрей (Сапунов).
— Мы продолжаем разговор о грехах и добродетелях — о том, что важно знать каждому православному христианину. Сегодня речь пойдёт о гневе. Это один из самых трудных грехов для распознавания: его легко оправдать, сложно заметить в себе и почти невозможно контролировать без усилия.
Гнев, как ни странно, изначально не чужд нашей природе — он вложен в нас Творцом. Но, как и многие страсти, он может быть как спасительным, так и губительным. Святые отцы различают гнев праведный и неправедный.
Праведный гнев — это реакция на зло, направленная не на разрушение, а на защиту истины. Такой гнев проявил сам Спаситель, когда изгнал торгующих из храма: "взял бич из веревок и выгнал всех из храма". Он не позволил святилищу превратиться в рынок — и в этом не было злобы, а только защита святости.
Святые отцы сравнивают праведный гнев с хорошей сторожевой собакой: если она бросается на врага, пытающегося проникнуть в дом, — её хвалят. Но если она кидается на хозяев — её изгоняют.
То же самое с гневом: он может стать инструментом борьбы со злом, а может превратиться в источник зла — если направлен на ближних или питается гордыней и злобой.
В повседневной жизни гнев чаще всего проявляется как раздражение, злоба, агрессия, злопамятность. Мы злимся не на зло, а на людей. И в этом разница. Кто-то ведёт себя вызывающе, матерится на улице — и никто не осмелится сделать замечание. Почему? "Он имеет право". Но никакого права на грех нет. Наше равнодушие — молчаливое одобрение.
И бывает, что праведный гнев — не ругань, не крик, а смелое слово, сказанное вовремя. А иногда — даже готовность к сопротивлению, если того требует защита ближнего. Конечно, не каждый способен на это, но есть люди, чьё присутствие уже само по себе останавливает беспредел. И в этом — доброе зерно силы.
Неправедный гнев — это обида, злость, желание отомстить, нетерпимость. Он разрушает и нас, и отношения с другими. Это состояние души, когда любое несогласие воспринимается как личное оскорбление, любое препятствие — как повод для ссоры. И если не бороться с этим в себе, можно стать рабом гнева. И тогда мы уже не хозяева себе, а лишь "псы, бросающиеся на своих".
Как невоспитанный ребёнок, которому всё дозволено, однажды получает от жизни урок, так и человек, привыкший к раздражению, однажды столкнётся с ответом. И хорошо, если это произойдёт раньше, чем разрушится что-то по-настоящему важное — семья, дружба, душевный мир.
Гнев, как и любой грех, развивается поэтапно. Условно его можно разделить на три стадии, о которых стоит задуматься каждому.
Если к гневу добавить печаль — получится особенно тяжёлое состояние. Человек становится вечно недовольным всем и всеми. Он критикует всё вокруг: погоду, власть, дороги, соседей, даже солнце и луну. Ничто его не устраивает.
Таких людей легко узнать: они уверены, что хорошо только "где-то там". Раньше говорили — в Америке или в Европе. Сейчас, после известных событий, эти разговоры стали тише. Но суть осталась: внутренний раздрай, который человек проецирует на внешний мир.
На деле же у таких людей, как правило, всё сложно: кредиты, семейные проблемы, постоянные ссоры. Гнев, перемешанный с печалью, превращает человека в сосуд раздражения. Всё не так, всё не то, и виноваты в этом всегда другие. Это не только тяжёлое состояние души — это опасный путь.
Когда гнев соединяется с унынием, это может привести к самым страшным последствиям — отвержению жизни, веры, самого Бога. В состоянии внутреннего надлома человек заявляет: "Я не верю, я не вижу смысла, я не слышу Бога". Он перестаёт воспринимать реальность как дар, отвергает всё, включая собственное существование.
Самый яркий пример в Писании — Каин. Разгневавшись на то, что жертва его брата была приятна Богу, он не выдержал, взял камень и убил Авеля. Это был всего лишь третий или четвёртый человек от сотворения мира — и уже убийство, уже страшный поступок, совершённый из гнева. А потом Каин бежал, скрывался. От кого? Его терзала собственная совесть. Вот так гнев разрушает человека изнутри.
Первый и очень действенный способ — молчание. Когда внутри всё закипает, когда хочется выговориться, крикнуть, обвинить — нужно сделать паузу. Помолчать. Именно в молчании, как ни странно, наступает момент, когда разум снова берёт верх. Становится ясно, что сказать что-то было бы ошибкой, что вспышка не имела смысла. Молчание — это щит, который не даёт гневу вырваться наружу и разжечь пожар.
Второй шаг — пересмотреть свои ожидания от жизни. Гнев часто рождается из простой формулы: желаемое не совпадает с действительным. Мы хотим большего, но не получаем — и начинаем злиться. Вместо того чтобы сокрушаться, стоит задать себе вопрос: "Может быть, мои желания пока не соответствуют реальности? Может быть, я хочу не то?". Очень часто за гневом скрывается зависть, и радость от чужих неудач становится сигналом того, что гнев проник глубже, чем кажется.
Гнев — один из самых сложных и незаметных грехов, с которым сталкивается человек ежедневно. Он проникает в повседневность, становится привычкой, и уже трудно отличить, где справедливое возмущение, а где раздражение из-за пустяка.
Святые отцы давали простой, но глубокий совет: представь, что ты и тот, на кого ты гневаешься, предстали перед Богом. И если ты сможешь сказать: "Он грешил явно, я пытался остановить его", — возможно, твой гнев был праведен. А если начнёшь оправдываться: "Он сказал не то, посмотрел не так, был груб со мной", — Господь просто напомнит: "Теперь это не имеет значения. Всё прошло. Зачем ты тратил силы и время на то, что не имело вечной ценности?"
Поэтому самое первое, с чего стоит начинать борьбу с гневом, — это молчание. Не сразу отвечать, не спорить, не реагировать на провокацию. Дать себе время осмыслить происходящее. И, возможно, через паузу придёт понимание, что и реагировать не стоило.
Молчание помогает взглянуть на эмоции иначе: стоит ли раздражение того, чтобы жечь сердце и разрывать отношения? Стоит ли вспышка гнева того, чтобы омрачить день себе и другим?
В большинстве случаев — нет. И если об этом задуматься хотя бы один раз, когда внутри поднимается волна, — многое может измениться.
Гнев часто возникает, когда реальность не совпадает с ожиданиями. Мы хотим большего — денег, вещей, комфорта, — но не получаем. И тогда внутри рождается недовольство, раздражение, обида. Но, как ни странно, даже у тех, кто имеет всё, есть своё недовольство: кому-то не нравится его яхта, кто-то хочет самолёт поновее, кто-то раздражён даже мелочами.
Поэтому важно научиться ставить желания под контроль и жить в дисциплине — духовной, эмоциональной и бытовой.
Мы движимы этими низменными потребностями, они у нас есть, но их надо держать в узде. Пусть каждый научится быть терпеливым прежде всего к самому себе. Ошибки неизбежны — и свои, и чужие. Но именно терпение, молчание и размышление дают человеку силу преодолеть грех гнева.
С наступающими праздниками! Желаю всем терпения, здравия, разумности и помощи Божией. Оставайтесь с Богом. Всех благ!
Гнев — отрицательно окрашенная эмоция и реакция, выражающаяся в недовольстве каким-либо явлением, негодованием или возмущением, возникающим у человека в результате действий объекта его гнева.
Убийство Авеля Каином — библейский ветхозаветный сюжет , когда первый сын Адама и Евы, земледелец Каин, убил своего младшего брата Авеля из-за того, что дар, принесённый Авелем, оказался угодным Богу, в отличие от приношения Каина.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.