Святитель Григорий Богослов — мыслитель, изменивший христианское богословие

7 февраля — день памяти святителя Григория Богослова. О духовном пути этого святого и его наследии Pravda.Ru рассказал отец Андрей (Сапунов).

— Сегодня мы вспоминаем великого святого — Григория Богослова, известного в первую очередь как составителя одной из литургий.

В православной традиции особое место занимают три великих святителя:

  1. Иоанн Златоуст,
  2. Василий Великий
  3. и Григорий Богослов.

Именно они создали те литургии, которые мы совершаем в храмах и к которым можем приобщиться по сей день.

  • Мы знаем литургию Иоанна Златоуста, совершаемую практически круглый год, за исключением особых дней поста.
  • Литургия Василия Великого служится реже — в определённые дни, особенно во время Великого поста.
  • И есть ещё литургия Преждеосвященных Даров, о которой, возможно, не все задумываются.

Эта особая литургия совершается в Великом посту в будние дни, чаще всего в среду и пятницу, в зависимости от канонических предписаний. Её создание приписывают Григорию Богослову — святителю, жившему в одно время с Василием Великим, учившемуся и общавшемуся с ним.

Жизнь святителя Григория Богослова

Годы учения

Григорий Богослов родился в 326 году. Его отец был праведным человеком, известным своим благочестием и духовной мудростью. Со временем он стал епископом церкви Назианзской, а сам Григорий получил прозвище Назианзин. С детства он воспитывался в атмосфере веры и знаний, получая как духовное наставление, так и образование в области философии, истории и математики.

Григорий обладал выдающимися способностями, и его отправили учиться в Афины — центр науки и культуры того времени. Там он жил в одной комнате с Василием Великим, их связывала дружба, но пути они выбрали разные: Василий изучал богословие, готовясь к служению, а Григорий сначала посвятил себя мирским наукам.

В 26 лет он принял крещение, что стало переломным моментом в его жизни. С этого момента он полностью обратился к Богу, углубился в богословие и аскетические труды.

Стремление к уединённой жизни привело его в монашескую обитель, основанную Василием Великим, где он начал путь духовного подвига. Григорий и Василий вместе молились, размышляли о монашеском подвиге, искали своё место в духовной жизни.

Начало церковного служения

Однажды отец Григория, будучи уже епископом Назианза, обратился к сыну с просьбой приехать и помочь в церковном служении. По сыновнему послушанию Григорий откликнулся на этот призыв и стал помощником отца, трудясь на благо Церкви. Однако его ожидало ещё одно испытание — отец желал совершить над ним таинство священства.

Григорий долго колебался, считал себя недостойным этого сана, и, чтобы найти ответ, вновь удалился в пустыню для молитвы. Но вернувшись, он принял священство, осознавая свою ответственность перед Богом, людьми и престарелым отцом, которому он желал послужить с любовью и смирением.

Прошло время, и Василий Великий, став епископом, получил свою кафедру. Вспоминая прежнюю дружбу и духовное единство, он предложил своему соратнику Григорию Богослову стать протопресвитером. Эта должность давала ему право следить за духовной жизнью церкви, принимать важные решения и направлять паству.

Однако Григорий, по своему смирению, отказался, искренне поблагодарив Василия за доверие. Но сам Василий Великий, видя в нём огромный духовный потенциал, вместе с его отцом принял другое решение. Было ясно, что Григорий предназначен для большего, и потому его постригли в монашество и рукоположили в епископы.

Борьба с ересью

Ему была доверена епархия в городе Сасима, где он должен был продолжить своё служение, управляя церковной жизнью и наставляя верующих.

Город, куда был отправлен Григорий Богослов, оказался непростым местом для служения. В те времена там преобладало арианство — ересь, с которой ещё на Первом Вселенском соборе боролись святитель Николай, а позже и Василий Великий. Ариане не только управляли городом, но и занимали ведущие позиции в местных церквях.

Григорий, как истинный исповедник православной веры, взял на себя нелёгкий подвиг — проповедовать среди людей, увлечённых ложным учением.

Он терпеливо и мудро разъяснял основы христианского учения, утверждая истину о Святой Троице.

Его труды не были напрасны. Постепенно всё больше людей начинали прислушиваться к его проповедям, осознавать глубину православного учения и обращаться к истинной вере. Со временем это духовное противостояние завершилось торжеством православия.

Со временем благодаря указам императора вопрос арианства был решён кардинально — эта ересь исчезла. Однако появлялись и другие лжеучения, стремящиеся насадить свои взгляды, но это уже другая история.

Наследие Григория Богослова

Григорий Богослов до конца своих дней оставался верен Церкви. Он продолжил дело, начатое Василием Великим, и внёс свой вклад в развитие литургического предания. Литургия, составленная им, отличается от той, что была записана ранее святым апостолом Иаковом, братом Господним.

Именно Иаков первым записал богослужебный чин, чтобы верующие могли кратко, но глубоко вспомнить земную жизнь Иисуса Христа, Его учение и смысл Его служения. Через определённые молитвы, песнопения и священные таинства это наследие передаётся из поколения в поколение внутри нашей Церкви.

Григорий Богослов сыграл важную роль не только как епископ и управитель Церкви, но прежде всего как мыслитель и богослов.

Его труды — это глубокие размышления о человеке, его предназначении, о добре и зле, о правильном пути жизни.

Среди трёх великих святителей наиболее известны Иоанн Златоуст и Василий Великий. Их проповеди и наставления о любви, священстве, семье и духовной жизни знакомы многим верующим. Их назидательные речи, называемые Словами, стали основой для многих поколений христиан.

Однако Григорий Богослов, хотя и менее известен широкому кругу людей, внёс не меньший вклад в богословие. Его труды посвящены осмыслению связи между Богом и человеком, их взаимодействия и вечного бытия. В своих размышлениях он говорил: "Я есть, я был, я, возможно, буду", — подчёркивая непрерывность духовного пути, связь прошлого, настоящего и будущего.

Понятно, что всё в нашей жизни происходит по воле Божьей. Однако человек тоже делает выбор, принимает решения и идёт своим путём. И Господь либо останавливает его, давая понять ошибки, либо поддерживает, если путь правильный.

Григорий Богослов получил своё имя неслучайно. Его труды оказали огромное влияние на богословие и помогли многим людям разобраться, как жить правильно, как познавать истину и следовать заповедям.

В его трудах есть размышления о Святой Троице, антропологии человека, его предназначении, смысле жизни. Он писал о священстве, монашестве, семейной жизни и о тех, кто живёт вне семьи.

Эти труды — ценный источник мудрости, который православному христианину стоит прочесть. Пусть не всё будет легко для понимания, но каждый найдёт в них то, что способно укрепить веру и дать правильное направление в жизни.

Для нас с вами Григорий Богослов — пример того, как человек может применить дары, вложенные в него Богом: воспитание, знания, талант, — и направить их на служение Церкви и людям.

Как нам изменить себя

Многие люди, обладая талантом, используют его лишь для собственной славы и гордости. Но крайне мало тех, кто осознаёт дар, данный Богом, и направляет его на пользу другим. Чаще всего человек стремится извлечь выгоду, заработать, выделиться среди окружающих, показать своё превосходство: "Я читаю, пишу, говорю, пою, рисую, сочиняю лучше других".

Но истинное величие не в этом.

Велики те, кто принимает свой дар как ответственность перед Богом и людьми. Кто использует его во благо Церкви, ради ближних, чтобы их трудом могли воспользоваться другие.

Так устроен мир, и это было видно всегда: во времена Христа, до Христа, и после нас с вами будет так же. Алчность, гордыня, жажда славы — все эти слабости живут в каждом человеке. Мы все боремся с ними, потому что живём в мире греха.

Но истинная сила человека не в том, чтобы родиться безгрешным, а в том, чтобы осознать свои слабости и преодолеть их. Когда человек знает цену своему труду, он по-настоящему его ценит. Если что-то достаётся легко, мы склонны этим пренебрегать. Но если вложены годы труда и стараний — это приобретает особую ценность.

Так и в духовной жизни: чем больше человек трудится над собой, тем дороже ему каждая победа над грехом.

Почему в Церкви говорится о том, как легко впасть в грех? Потому что для этого не нужно прилагать усилий. Достаточно просто ничего доброго не делать — и грех тут же настигает человека. А вот изменить самого себя — путь трудный.

Как тяжело отказаться даже от простых вещей, таких как осуждение. Ведь каждый из нас, осознанно или невольно, в мыслях, в сердце или в разговоре оценивает окружающих. Увидел человека — и сразу мысль: "Не так идёт", "Неправильный", "Хороший" или "Плохой".

Осуждение не приносит нам пользы, но избавиться от него невероятно трудно. Те, кто пробовал, знают, сколько сил и времени уходит на то, чтобы сломить в себе это желание. Если даже с таким, казалось бы, простым грехом справиться сложно, то что говорить о более высоких добродетелях?

Если мы стремимся стать терпеливыми, научиться любить ближнего как самого себя — это требует куда большего труда, чем просто удержаться от осуждения. Но именно этот путь ведёт человека к истинному духовному преображению.

Изменить себя куда труднее, чем отказаться от ненужной пищи или выстроить распорядок дня с полезными делами. Это тяжелее, чем соблюдать диету или привести себя в физическую форму, что для многих уже является непростой задачей.

Мы должны помнить, что духовное преображение требует высокой цены.

Человек, который прошёл долгий путь к изменению, всегда будет помнить, какой ценой это далось. Именно поэтому перемены в жизни даются нелегко, часто сопровождаются болью и внутренней борьбой. Но именно они становятся для нас самым ценным, что мы можем сделать в своей жизни, — преодолеть себя и стать лучше.

Истинная сила не в том, чтобы родиться праведником и прожить жизнь без порока. Такой человек, несомненно, будет рядом с Господом, но разница велика. Ведь, как сказано в Писании, самые ценные — это те, кто осознал свой грех, раскаялся и изменился: грешники, блудницы, разбойники, которые отвернулись от зла и обрели праведность.

Настоящая крепость духа — в том, чтобы пройти этот путь, победить себя и изменить свою жизнь.

Святой, о котором мы сегодня говорим, как и Василий Великий, как и Иоанн Златоуст, происходил из благородного рода. Они получили хорошее воспитание, имели все возможности для мирской славы, но не возгордились и не стремились к земным высотам. Напротив, изучая жития святых, мы видим, что многие из них осознали ненужность этого мира и добровольно отказались от его радостей. Они уходили в пустыню не потому, что это место само по себе делало их праведниками, а потому, что искали истинного пути к спасению.

Но это не значит, что каждому из нас нужно покинуть мир и стать отшельником.

Дело не в том, где мы живём, а в том, что мы носим в своём сердце. Важно, какие мысли мы впускаем в разум, какие чувства проносим через душу, какие слова исходят из наших уст и какие дела совершают наши руки.

Если человек не учится различать добро и зло, не очищает своё сердце, то его поступки теряют смысл, а слова — ценность.

Каждый пусть задаст себе вопрос: что я делаю доброго и полезного, а что — пустого и ненужного? И если ответить честно, мы увидим, что бесполезного в нашей жизни часто больше, чем ценного.

Пусть пример этих святых вдохновляет нас задуматься о себе, о своём пути, о том, что нам ещё предстоит сделать, чтобы стать лучше. Каждый человек может приблизиться к святости. Они были такими же, как и мы, но они уже прошли свой путь, а мы ещё только начинаем.

Будем стараться, стремиться к внутренней силе, к правильной жизни, угодной Богу и людям. И, возможно, кто-то, глядя на нас, увидит веру не в словах, а в поступках. Пусть же наша жизнь станет нашей главной проповедью.

Помогай нам всем Господь! Желаю вам терпения, здравия, разумности и Божией помощи. Оставайтесь с Богом. Всех благ!

Уточнения

Григо́рий Богосло́в — святой Православной и Католической церквей, архиепископ Константинопольский, христианский богослов, один из Отцов Церкви, входит в число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник Василия Великого.
 

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Андрей Сапунов
Священник Андрей Андреевич Сапунов — автор, ведущий видеоэфиров Правды.Ру
Редактор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить