До сих пор штат Юта стоит особняком в США - благодаря мормонам

Юта - государство мормонов в государстве

После того, как летом 1844 года в тюрьме города Картидж штата Иллинойс ворвавшимися линчевателями был убит основатель мормонизма Джозеф Смит, для его последователей наступили сложные времена. Нет, инквизиционные суды в духе расправ над альбигойцами им не угрожали — в Штатах вообще свобода вероисповедания. Правда, в духе "моя свобода махать кулаками заканчивается там, где начинается нос моего соседа". Пусть даже в последнее время такой принцип и обретает извращенные формы, когда оскорблением религиозных чувств иных конфессий считается чуть ли не любое проявление своей веры христианами.

Но "святым последних дней", как называли себя сторонники Смита, хотелось большего — образования собственного государства без любого соседства с неугодными "язычниками". Под последними, разумеется, поднимались все, независимо от наличия или отсутствия веры во Христа — если только эта вера отличалась от постулатов мормонизма.

Довольно скоро мечта мормонов осуществилась. Благо, Северо-Американский континент в то время представлял собой лишь слегка обжитую на востоке, западе и юге пустыню. Впрочем, населенную индейцами — но кто и когда из тогдашних (и да современных) американских демократов принимал их права всерьез? Тем более, что центр и запад современных США принадлежал Мексике — поглощенной как раз после отделения от Испании бесконечными внутренними дрязгами, нередко переходящими в гражданские войны.

Вот на эту территорию и направили взоры мормоны. После успешного возвращения разведчиков в "землю обетованную" потянулись многотысячные караваны переселенцев, осевших вблизи Великого Соленого Озера, на территории нынешнего штата Юта. Любопытное совпадение — этот водоем сами же местные жители называют "американским Мертвым Морем" — из-за высокой концентрации солей там не может жить ни одно живое существо. Точно так же, как и в его прототипе в Старом Свете, под толщей безжизненных вод которого скрываются руины древних городов Содома и Гоморры, мера беззаконий обитателей которых превзошла долготерпение Божие. После чего Содом с окрестностями был уничтожен низпадшим с небес дождем из раскаленной смолы и серы.

Но такое соседство отчего-то не испугало переселенцев, мнивших себя духовными потомками древних евреев. Надо отдать им должное — слабо обжитую пустыню они довольно быстро освоили — после того, как 24 июля 1847 года была официально освоена их столица, Солт-Лейк-Сити. В буквальном переводе и означающая: "Город Соленого Озера". Ведь повышалась численность населения не столько за счет рождаемости в мормонских семьях с их традиционным многоженством, но благодаря притоку все новых поселенцев, стремящихся обрести вожделенную "свободу от соседства язычников" в этой "обетованной земле".

Читайте также: Мормоны: "демократия" в Священном писании

Однако, на беду мормонов, только-только построивших свое фактически независимое теократическое государство, в это время разразилась война между США и Мексикой. В ходе которой последняя потеряла своих обширные северные территории — а только-только ушедшие от действия американских законов "святые" вновь оказались в зоне действия их юрисдикции. Поскольку же собственно мормонские законы сильно отличались от общеамериканских (взять то же многоженство), федеральное правительство пыталось хоть как-то привести Юту к минимальному контролю со своей стороны. Тем более, что на этой земле проживали, хотя и в небольшом количестве, и немормоны. Права полноценного штата ей не предоставили — она так и осталась почти до конца XIX века в статусе "территории". То есть, фактически, американской колонии — без права полноценного самоуправления и участия в управлении всей страной в целом.

В 1857 году президент назначил губернатором территории Юта Альфреда Каммингса. Религиозно-государственная верхушка мормонской элиты приняла это назначение в штыки. И не только в переносном — но, увы, и в прямом смысле тоже. Правда,воеватьсрегулярнойармиейместномуополчениюбылонесруки.Все-таки,тамслужилисерьезныеиумелые люди — еще и убить невзначай могут. А вот отыграться на караванах переселенцев на еще более Дальний Запад казалось более безопасным.

Вообще, теоретически мормонское вероучение отрицательно относится к убийству. Оно считается настолько тяжким грехом, что даже жертва Иисуса Христа не способна его искупить. Поэтому, дабы искупить этот грех, виновный должен пролить свою кровь на землю. Правда, выводы из этого можно делать разные. Например, раз "язычники пролили кровь пророков" (то бишь, несколько линчевателей убили Джозефа Смита и его брата Хайрема, кстати, отлично вооруженных даже в стенах тюрьмы) — то в ответ можно с чистой совестью уничтожать всех таких же "язычников".

И вот когда, задолго до прихода федеральных войск, через земли Юты продвигался караван переселенцев в Калифорнию — его и решено было сделать "искупительной жертвой". Пусть мормонские апологеты исписали кучу перьев, доказывая, что "президент" Бригем Янг сначала "был не в курсе", потом "категорически запретил насилие, но приказ опоздал" — факты показывают обратное.

Для начала бросается в глаза любопытная деталь — а как вообще в "сверхмирной" общине мормонов, считающей убийство "тягчайшим грехом", мог власть вопрос о запрете не чего-нибудь, а нападения на караван, в котором-то и вооруженных мужчин было всего-то три десятка, остальные — женщины и дети? Неужто они, двигавшиеся в Калифорнию "транзитом", могли представлять опасность для "святых последних дней"?

Читайте также: Билли Грэм: США — Содом, Церковь — в коме

Впрочем, последние явно думали иначе. Для начала на переселенцев были натравлены местные индейцы. Весьма знаменательная логика — "язычников", верящих в Христа, "истинные христиане" ненавидели столь сильно, что хотели уничтожить их руками язычников настоящих, поклоняющихся духам природы. Не получилось: караван, остановившийся на Горных Лугах (Маунтин Медоуз) вблизи современного города Энтерпрайз, отбил первую атаку краснокожих 6 сентября. И даже послал гонцов за помощью к тем, кого они считали соотечественниками-американцами, не подозревая об их истинной роли в инспирировании нападения.

Посланцы были хладнокровно убиты мормонской "милицией" — но одному из них удалось убежать. И тогда мормоны, опасаясь заслуженной мести со стороны жителей соседних штатов за вопиющее предательство, в лучших традициях бандитского самосохранения решили спрятать концы в воду. Зачисткой руководил "епископ" Джон Ли с подчиненными ему вооруженными формированиями.

Впрочем, даже последнее было выполнено в на редкость мерзких для уважающих себя воинов деталях. Когда у защитников каравана заканчивались боеприпасы, пища и вода, мормоны предложили им сдать оружие под гарантии своей защиты и безопасного прохода через индейские территории. Кстати, еще одно мистическое совпадение — произошло это как раз 11 сентября. Которое является днем не только знаменитого теракта в Нью-Йорке с атакой на башни-близнецы, но и воспоминанием секновения главы пророка и предтечи Иоанна Крестителя.

Переселенцы поверили — и тут же были перебиты новоявленными "защитниками" по команде Ли: "Выполняйте свой долг". И правда — ну какую ценность перед лицем Божьим может иметь клятва, данная "язычникам"? А "языческую" литературу мормоны тоже явно не читали — вроде "Божественной комедии" Данте Алигьери, в котором обманувшие доверившихся, проще говоря, предатели, наказываются в Девятом, ледяном, самом страшном круге ада. А раз так — то чего ж понапрасну беспокоиться?

Тут уж на помощь прискакали и индейские союзнички, с которыми щедро расплатились захваченным скотом. Жертвами Резни при Маунти-Медоус стали 120 человек. "Воины Господа" рачительно относились к боеприпасам и не тратили их понапрасну — 12 женщин и 35 детей были забиты палками до смерти или заколоты ножами. Правда, 18 детишек до восьми лет были захвачены живыми — особой команды своих лидеров на отмену вероучительного положения о безгрешности младенцев, к счастью, не поступило.

Освободитьихиз фактического рабства удалось только несколько лет спустя, когда у группы американских офицеров сдали нервы, и они, приставив к виску владельца земли Маунтин Медоус револьверы, пообещали спустить курки, если тот не "вспомнит", куда девались указанные дети. Мормон вспомнил — и даже очень быстро вернул их представителям федеральных властей. Правда, не преминув при этом затребовать компенсации "расходов на воспитание" — в ответ на что его очень далеко послали.

Читайте также: Воевать с Христом, положа руку на Библию

Но в целом, за преступление, не имеющее аналогов в американской истории, его виновники практически не понесли наказания. Федеральная армия вступила в Юту только полугодом спустя, Каммингс вступил в должность губернатора, президент поспешил объявить амнистию. Соответственно, реальные боевые действия, позже названные Войной в Юте, ограничились только описанной выше резней. А потом началась Гражданская война 1861-65 годов, заставившая надолго забыть о трагедии на Горных Лугах.

Правда, в 70-е годы XIX века о ней вновь вспомнили. И даже начали расследование и суд. Правда, его детали слегка напоминали некоторые процессы в горных республиках России — когда в качестве присяжных привлекаются исключительно местные жители с заранее предсказуемым вердиктом по любому делу в отношении их земляков. Вот и виновников резни судили присяжные-мормоны, сами они таковыми себя не признали — а на нет — и суда нет. Правда, как раз Джон Ли нашел в себе мужества признать вину, а заодно и обвинить в соучастии и всю мормонскую верхушку. Видимо, за последнее его и осудили — расстреляв спустя 19 с половиной лет на том самом месте, где его подчиненные свершили кровавую резню. Американская общественность была удовлетворена успешным поиском козла отпущения — можно подумать он совершил это гнусное преступление в одиночку!

А его истинный вдохновитель Бригем Янг дошел тогда до вершин лицемерия, заявив, что пролитием своей крови во время казни "Ли не был искуплен и наполовину за свое ужасное преступление". Впрочем, у Божьего долготерпения тоже есть пределы — избежавший земного суда Янг предстал перед Высшим Судом всего лишь через полгода после казни своего соратника и приемного сына, мормонского епископа Джона Ли. А его "гарем" из 56 жен остался без хозяина.

Шли годы. На "землю святых" приходила цивилизация и все больше переселенцев-иноверцев. И роль добровольных изгоев начала тяготить самих мормонов. Им хотелось получить права полноценных американцев, живущих в полноценном штате США. И в 1890 президент церкви Уилфорд Вудраф опубликовал манифест, положивший конец многоженству. Что, правда, не положило конец его существованию де-факто — даже и по сей день. Постепенно были убраны и другие "скользкие" моменты из законодательства Юты. После чего она в 1896 году, наконец, обрела статус настоящего штата.

Читайте также: США — РФ: руки прочь от экстремистских сект!

Казалось бы, о прошлых "подвигах" мормонов можно было бы забыть, как о досадных эксцессах прошлого. Но вот один любопытный факт. 20 апреля 1961 года Первое Президентство и Кворум Двенадцати Апостолов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней собрались на совместное заседание, и рассмотрев все известные факты, постановили разрешить возвращение членства и прошлых благословений (храмовых браков) Джону Д. Ли. То есть, фактически его реабилитировали за совершенную бойню.

Конечно, с одной стороны, он хотя бы покаялся — в отличие от своих духовных руководителей. Но сам факт весьма показателен — поскольку идет в рамках общей, и не только американской, тенденции сначала реабилитировать изуверов, а затем и само изуверство. Так что у "святых последних дней", несмотря на доктринальное неприятие убийства, вновь включен зеленый свет на самые крутые меры в отношении "язычников" — то бишь всех, кто не относится к числу их единоверцев.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Темы коми