Самым спорным и притягательным является учение о всеобщем спасении...

Апокатастасис - добрая ересь надежды

Для кого-то будет открытием, что до сих пор существуют учения, возникшие еще в эпоху Древнего мира, не раз осуждавшиеся как еретические, но имевшие прежде и продолжающие иметь сторонников внутри Церкви, даже среди людей, прославленных в лике святых! Наверное, самым спорным и притягательным из таких учений является мнение, заслужившее яростную критику у одних церковных писателей и не менее горячую поддержку у других — учение о всеобщем спасении или, по-гречески, апокатастасисе.

"Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, — да будет анафема". Именно так бескомпромиссно звучит девятый анафематизм, предложенный императором Юстинианом Великим патриарху Мине, и принятый поместным Константинопольским собором в 543 году. Императора, позже причисленного к лику святых, глубоко возмущала сама идея, что возможно "тех, которые до конца вели жизнь, исполненную совершенства, соединить с беззаконниками и педерастами и признать, что как те, так и другие будут наслаждаться одинаковыми благами".

Однако не менее яркие высказывания принадлежат перу авторов, придерживавшихся радикально противоположной позиции. "И по совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота, по образу которой были мы созданы в начале", — это слова великого православного святого Григория Нисского, получившего на Седьмом Вселенском Соборе почетное именование "Отец отцов". Вторит ему и преподобный Исаак Сирин, великий христианский подвижник VII века:

"Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там — такой человек думает невыразимо богохульно о Боге, в соответствии со своим ребяческим сознанием: он отнимает у Бога Его доброту, благость и милосердие — то, благодаря чему Бог на самом деле терпит грешников и злодеев". "Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби — тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил".

Читайте также: Китайская конфета в христианской обертке

Полемика эта, приведшая к анафемам 543 года, началась отнюдь не в VI веке, да и завершенной ее назвать никак нельзя. Профессор Андрей Кураев справедливо обращает наше внимание на любопытный факт: поместный собор 543 года принял девять анафематизмов против христианского писателя и апологета Оригена, в том числе и тот самый, девятый. Но уже спустя 10 лет на предсоборных совещаниях Пятого Вселенского Собора (значительно более высокая инстанция, чем собор поместный) принимаются не девять, а целях 15 анафематизмов против Оригена, а вот тот анафематизм, который был направлен против веры во всеобщее спасение, был опущен. Это говорит о многом. В первую очередь — о том, что отцы Собора не решились объявлять еретиками всех людей, верящих, что в конечном итоге все разумные существа наследуют Царство Небесное, а геенна огненная окажется пустой.

Казалось бы, о чем тут спорить? В Священном Писании четко сказано, что участь одних людей — вечная жизнь в Царстве Небесном, а участь других — вечное наказание. Те, кто не принял Благую Весть об Иисусе Христе, или, приняв, не оставили своих грехов, наследуют вечное осуждение. Про возможность покаяния диавола в Писании даже не упоминается — а вот Григорий Нисский, прекрасно знавший Библию, почему-то был уверен в том, что даже это страшное существо спасется, хоть и в последнюю очередь.

Что же послужило основанием для столь странной уверенности одних (Ориген, Климент Александрийский, святитель Григорий Нисский, преподобный Исаак Сирин) и для робкой надежды их более осторожных собратьев? Как ни странно — тоже слова Священного Писания. Апостол Павел пишет в Первом Послании к Тимофею, что Бог "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины", и что Он "есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных".

Читайте также: Катары: недоброе учение "добрых людей"

Но, наверное, главное даже не в этих цитатах. В конце концов, не раз было замечено, что просто на основании цитирования Библии можно доказать совершенно противоположные утверждения. Главное — тот образ Бога, который открывается людям в Иисусе Христе. Это образ доброго пастыря, который идет искать одну-единственную пропавшую овцу. Это образ Отца, страдающего без оставивших Его детей. И, наконец, это образ Создателя, принявшем добровольные муки ради спасения Своего творения.

Именно в этом грандиозном образе Креста Христова, Голгофской Жертвы и черпали свою уверенность Ориген и его последователи. Сама мысль о том, что такое грандиозное деяние, как добровольное самопожертвование Бога, может кого-то не затронуть, даже самого дьявола, оказавшись недостаточным средством для чьего-то спасения, что такая цена может быть кем-то отвергнута, представлялась им совершенно дикой.

Как ни странно, именно в грандиозности этой жертвы черпали аргументацию и оппоненты "оптимистов". Они видели, что фактически эта жертва отвергается многими людьми, не говоря уж о бесах. Вполне разумно полагая, что ничего грандиознее Голгофской жертвы нет и быть не может, противники учения о всеобщем спасении предупреждали о неизбежности вечного ада для тех, кто эту жертву отверг.

Был еще один очень важный момент в аргументации "пессимистов": свободная воля человека. Если Бог придумал средство, которое неизбежно рано или поздно всех вернет к Нему, сделает святыми, то где же тут величайший Божий дар — свобода человека, возможность вольно выбирать добро или зло? Как резюмировал английский писатель и апологет Клайв Стейплз Льюис, автор знаменитых "Хроник Нарнии", "двери ада замкнуты изнутри".

Читайте также: Манихейская ересь: компот из религий

Впрочем, никто не может утверждать, что невозможен и такой вариант: все сотворенные существа добровольно, а не по принуждению со стороны Бога, примут искупительную Жертву Христа и таким образом наследуют Царствие Небесное. Многим этот исход кажется совершенно фантастичным, но говорить о фантастичности или не фантастичности, когда речь идет о религиозной вере, несколько неуместно.

Различные религии и религиозные учения, в том числе и учение о всеобщем спасении, порождены именно верой. Одни — верой в абсолютное добро и милосердие, как вера Оригена и Исаака Сирина. Другие — верой в непреклонную справедливость, как вера Юстиниана. Третьи — верой в абсолютную непредсказуемость Бога. Четвертые — отказом от поиска смысла и тем более милосердия в этом жестоком и хаотичном мире. Но выбор веры всегда остается за человеком.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Афанасий Савельев
Афанасий Савельев — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить