7 февраля Русская православная церковь отмечает память новомучеников и исповедников российских

Новомученики и исповедники наших дней

7 февраля Русская православная церковь празднует память новомучеников и исповедников российских. Правда, праздник этот "переходной" и отмечается в ближайшее к этой дате воскресенье. Но не потому, что "не заслуживает" жесткой привязки к определенному дню календаря. Как раз наоборот — Церковь желает, чтобы память святых отмечалась ежегодно. Но в приходских храмах, в отличие от монастырей и крупных соборов, службы обычно проводятся, кроме наиболее великих праздников, лишь по воскресным дням. И "привязка" Собора новомучеников и исповедников российских к воскресенью позволяет ему "не выпадать" в случае попадания седьмого февраля на будний день.

Греческое слово "мартирос" в буквальном переводе означает не только "мученик", но и "свидетель" — веры во Христа. Соответственно, свидетельство это может быть самым разным — в сущности, им может быть любой вид святости. Апостольство, безмездное врачевство, преподобничество и так далее. Тем не менее, издавна самым почитаемым видом святости принято считать именно мученичество — смерть за нежелание отречься от веры, часто связанное с тяжелыми предшествующими пытками и другими страданиями. В основе такого уважения к мученикам лежат и многочисленные места Евангелия, и даже обычная человеческая логика, согласно которой, жизнь отдается лишь за высшую для человека ценность. В данном случае — веру во Христа, Его Любовь. И жизнь в этой Любви — лишение которой для истинно верующего хуже мук и даже смерти.

Сходным с понятием мученичества является и исповедничество, отличающее от первого лишь тем, что за исповедование веры христианин подвергается различным лишениям от врагов — но, тем не менее, остается в живых. Впрочем, настоящая грань весьма условна — многие исповедники умирали хоть и не в момент пыток или в результате казни — но все равно по причине нанесенных мучителями ран.

Можно заметить, что Русская церковь в отношении мученичества занимает особое положение. Древние Церкви прошли период его преобладания в самый ранние моменты своей истории. Первые три века после Рождества Христова — когда отмечался особый накал языческих гонений на верующих. Но после того, как в Римской империи христианство стало государственной религией — мученики в значительном количестве появлялись разве что в годы засилия еретиков.

Читайте также: Ксения Петербургская: когда безумство — успех

Христианство же на Руси, принятое при князе Владимире, стало государственной религией сразу же. Поэтому и массовых гонений на верующих с тех пор не отмечалось. Конечно, были и пострадавшие за Христа миссионеры, вроде Кукши Печерского; благоверные князья, убитые в Орде за отказ от участия в языческих обрядах; отдельные группы православных, пострадавшие от иноверных иноплеменников. Но в целом, среди более, чем двух тысяч русичей, поименно упоминающихся в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, мучеников среди них не наберется и двух сотен.

Последние же три века предреволюционного существования Церковь существовала в довольно таки комфортных условиях. Синодальная реформа Петра Первого сделала духовенство практически в разновидность государственного аппарата — вплоть до того, что духовные чины регламентировались вместе с военными и гражданскими знаменитой "Табелью о рангах". И, хотя усилиями многих подвижников, свет живой веры, духовного подвига и христианкой любви продолжал светить даже из-под напластований мертвящей бюрократии, обмирщения и начетничества — все о большем количестве и рядовых верующих, и священнослужителей можно было сказать: "Они пришли не ради Иисуса — а ради хлеба куса".

В сущности, лучшимдоказательством последнего и стали события революции и гражданской войны. Десятки миллионов граждан страны, формально числившихся "православными" — в одночасье забыли не то, что о заповедях Христа, но даже о элементарной человечности, погрязнув в разбоях, кровавых убийствах и прочих "этапах строительства светлого коммунистического будущего".

Казалось, еще одно усилие — и Церковь рассыплется, как "колосс на глиняных ногах". Сразу после октября 1917 года новая власть лишила ее статуса "юридического лица", отобрала имущество и учебные заведения, поставила существование храмов и духовенства фактически в зависимости от своей прихоти. Что делать — "формирование нового человека", одна из "триединых задач" при построении коммунизма, предполагала монополию коммунистической идеологии на умы людей. Низводимых для этого из высокого статуса "образов Божьих" до положения "винтиков" тоталитарного государства. Тут же начались преследования верующих. Но тут произошло то, что стало неприятным сюрпризом для большевиков — хотя религия лишилась государственной поддержки, но массы людей все равно не пожелали отрекаться от веры, несмотря на грозящие им за это неприятности.

Читайте также: Патриарх Иов — сын "смутного" времени

Синодик (поименный список) новомучеников и исповедников российских, по состоянию на начало 2011 года, составлял 1774 человека, продолжая постоянно пополняться. С одной стороны — это всего лишь чуть меньше, чем количество всех святых со времен Киевской Руси. И на порядок больше пошедших на мученический подвиг, чем в прежние времена.

Но все-таки, цифры эти занижены в десятки и сотни раз. Просто при поименной канонизации соответствующие церковные структуры подходят к вопросу максимально тщательно. Исследуются история жизни того или иного пострадавшего, важна уверенность, что в тюрьме он "не сломался", под нажимом следователей, клевеща на товарищей, не отрекся от Христа, все равно потом будучи расстрелян, как "использованный материал". Сложно обстоит вопрос с признанием святости тех, кто пострадал за Христа, но на тот момент находился в расколе с Церковью, а таких "внецерковных" христиан в годы гонений было немало. Однако отсутствие того или иного имени в списке новомучеников вовсе не означает непризнание его подвига. На этот счет есть мудрая формула: "И всех, коих Ты, Господи веси (знаешь) имена…"

А репрессии приобрели слишком уж большой размах. Самое печальное: этот размах постоянно увеличивался даже тогда, когда новосозданная Страна Советов становилась вроде бы на мирные рельсы.

Так, в 1917-20 годах было убито 9000 священников и мирян. Но после формального окончания Гражданской войны, когда большевики под предлогом помощи голодающему Поволжью развернули форменный геноцид священников — число осужденных превысило 10000 человек, 2000 из которых было расстреляно.

Читайте также: Христианская ересь — полезное разномыслие?

А дальше был печально знаменитый "СЛОН" — Соловецкие лагеря особого назначения, классический концлагерь уничтожения, созданный изуверами на месте славящегося своей святостью древнего монастыря. Был расстрел 60 священников в июле 1933 года на Качугско-Нижнеудинском тракте — у каждого из которых палачи спрашивали перед казнью: "Есть ли Бог?" — получая от мучеников твердый утвердительный ответ.

Но все превзошла сталинско-ежовская "чистка" 1937-38 годов — когда находящиеся в тюрьмах и лагерях священнослужители были почти поголовно уничтожены, а пока еще остававшиеся на свободе — арестованы. Всего было репрессировано двести тысяч человек—половина из которых была расстреляна. Был казнен каждый второй священнослужитель, подавляющая часть храмов была закрыта, а на свободе из нескольких сотен прежних архиереев РПЦ осталось всего четыре человека.

Определенный перелом произошел лишь в годы Великой отечественной войны. Есть разные мнения насчет того, почему власть "ослабила гайки", пойдя на диалог с Церковью, разрешив ей избрать Патриарха, открыть часть закрытых храмов и духовных учебных заведений. Романтики говорят о том, что этому способствовали мистические знамения, вроде облета Москвы зимой 1941-42 самолетом с чудотворной иконой Божьей Матери на борту, после чего фашисты были отброшены от столицы. Скептики считают, что Сталину не хотелось отдавать "козырь" веры в руки немцев, разрешивших на оккупированных территориях церковную жизнь. А, кроме того, "Вождь Народов" будто бы сказал: "У многих женщин мужья не вернутся с фронта — надо, чтобы у них было место, где можно выплакаться". Реалисты говорят о том, что в первые, критические для СССР годы войны руководство страны хваталось за любую соломинку — и никак не могло пройти мимо использования в целях победы и прежде гонимой религии.

Читайте также: Восток заливают христианской кровью

Но все это не отменяет главного — кровь мучеников не была пролита напрасно. Потому что расчеты атеистической власти на верующих строились не на голых предположениях. Так, несмотря на все антирелигиозные меры, предвоенная перепись населения показала — в Бога продолжает верить подавляющее большинство населения страны. Сразу после шокирующих данных руководители атеистических организаций "получили по шапке" (нередко оказываясь в ГУЛАГЕ рядом со своими оппонентами) — но когда на фронтах "запахло жареным", Компартия сделала правильный вывод.

Конечно, когда ситуация стала менее для нее критической, антихристианская власть много раз пыталась "отыграть назад", хоть и чуть другими методами. Так, в годы хрущевской "атеистической десятилетки" было закрыто половина из только что открытых храмов, из закрываемых монастырей выбрасывались на улицу монахи, рукоположения новых священников почти прекратилось. А сам "главный кукурузник" мечтал о времени, когда "по телевизору покажут последнего попа".

Брежневская эпоха ознаменовалась "тюремными психушками" и новыми диагнозами, изобретенными "карательной психиатрией" под эгидой КГБ. Вроде "бреда правдоискательства" и "религиозного бреда" в рамках неизвестной нигде, кроме СССР "вялотекущей шизофрении". Верующих уже почти не сажали в тюрьмы (ограничиваясь вышеуказанными психушками) и тем более, не расстреливали. Но чтобы сохранить веру, им все равно приходилось проявлять немалое мужество. Ведь ценой часто становилась невозможность закончить институт, получить хорошую работу (и просто работу по специальности), насмешки и моральный террор окружающих. Все то же исповедничество в чистом виде.

Читайте также: Патриарх Кирилл: со мной всегда одиночество…

Однако, всему приходит предел. В том числе — и испытаниям. Прошедшая через горнило кровавых и бескровных гонений, Русская православная церковь, как и века назад, несет свет веры и любви своей пастве. А та большевистская "эрзац-церковь" веры в коммунизм, которая мнила заменить собой Церковь Христову — интересная ныне только историкам да кучке маргиналов. Потому что истинная церковь, наследующая Вечность, зиждется не на потоках чужой крови, но на крови собственной, которую проливают в доказательство веры сонмы мучеников…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить