Свято-Никольский собор в Ницце перешел в ведение РПЦ

Ницца: собор православного раздора

Ключи от Свято-Никольского собора в Ницце переданы новому настоятелю — протоиерею РПЦ Николаю Озолину. Перед этим настоятель совершил вместе с бывшим настоятелем, протоиереем Иоанном Гейтом, таинство Литургии. Противостояние за собор, которое надолго разъединило две православные патриархии, закончилось. Москва поблагодарила Константинополь "за понимание".

На совместной литургии за Великой ектенией поминались два патриарха, Кирилл и Варфоломей. Диакон также возгласил "ище молимся" сразу за двух правящих архиереев: главу константинопольского Экзархата русских приходов архиепископа Гавриила (де Вильдера) и епископа Нестора (Сиротенко), главу Корсунской епархии Русской православной церкви. Какие-нибудь несколько месяцев назад такое было трудно помыслить. Оба архиерея были антагонистами.

История противостояния за Ниццкий собор началась фактически в 1931 году. В этом году митрополит Евлогий (Георгиевский), управляющий западноевропейскими приходами РПЦ, официально порвал с Москвой и перешел под омофор Константинополя. Поступок правящего архиерея был целиком одобрен епархией, где тон задавали эмигранты из России, негативно настроенные к советскому государству. К Московской патриархии эмиграция относилась, по большей части, с недоверием. Про митрополита Сергия (Страгородского) эмигранты говорили, что он стал послушной марионеткой в руках большевиков.

Читайте также: Храмы Киева - заложники политики

Масла в эмигрантский огонь подливали монархически настроенные архиереи — "карловчане" — члены эмигрантского архиерейского съезда 1921 года, который проходил в сербском городе Сремски Карловцы. "Карловчане" выступали за иностранное вторжение в Советскую Россию, свержение большевиков и реставрацию монархии. Патриарх Тихон и его продолжатели пытались договориться с большевиками и сохранить русское православие. РПЦ(З) считала это "признаком внутренней несвободы". Следовательно, мнение священноначалия РПЦ можно смело считать нелегитимным. В годы Второй мировой войны ряд архиереев из РПЦ(З) поддержал гитлеровское вторжение в СССР.

Вернемся в 1931 год. Митрополит Евлогий оценивал значение своего перехода так: "вместо зыбкости — каноническая устойчивость, вместо увольнения — назначение Экзархом Вселенского патриарха". Владыка был доволен тем, что он и его паства "не оторвались от Вселенской церкви" и при этом "сохранили русскую автономию".

Истинной причиной перехода "под Константинополь" было идеологическое несогласие Евлогия с принятием его собратьями из СССР условий большевиков. На словах владыка одобрял действия митрополита Сергия (Страгородского), чем вызывал недовольство монархически настроенных "карловчан", но внутренне примириться с таким положением дел явно не мог. Хоть и скрывал это.

Владыка пристально следил за положением дел Православной церкви в СССР. Он искренне радовался факту возрождения патриаршества и избранию патриархом Сергия (Страгородского). В конце Второй мировой войны митрополит предпринимал попытки воссоединения с Москвой, но здесь натолкнулся на непонимание своего духовенства и прихожан. Иподиакон митрополита Петр Ковалевский был возмущен посещением митрополитом советского посольства в Париже.

Читайте также: "Иверская" из парижского гаража

В своем дневнике Ковалевский писал: "Сам первый поехал к тем, которые 20 лет гнали церковь и еще сейчас держат в тюрьмах и ссылках цвет русского духовенства и церковных мирян". 7 сентября 1945 года Синод РПЦ разрешил митрополиту Евлогию и его епархии соединиться с Московской патриархией. Но этого не произошло: Вселенский патриарх не дал согласия. Более того, духовенство и прихожане Западноевропейского экзархата не захотели иметь с Москвой ничего общего.

Спустя год после решения Синода, в августе 1946 года, митрополит Евлогий (Георгиевский) скончался. В том же 1946 году на свет появился Гуидо де Вильдер, будущий архиепископ Гавриил, управляющий Западноевропейским экзархатом русских приходов Константинопольского патриархата.

Став в 2004 году экзархом Константинополя в Европе, архиепископ начал конфронтацию с Русской православной церковью, отправив гневное и пространное письмо патриарху Алексию II. По словам митрополита Смоленского Кирилла, будущего патриарха, "отвечать на это письмо было невозможно". В 2006 году архиепископ пытался "вразумить" общину храма АлександраНевского во французском городе Биарицц, решившую воссоединиться с РПЦ. Сначала решение общины было опротестовано в суде Экзархатом, потом в Биарицц приехал сам архипастырь.

Архиепископ Гавриил прочитал "смутьянам" длинную проповедь "о глобальных стратегиях российской власти", которая якобы водит за нос чересчур доверчивых европейцев. Действия своего архиерея прихожане назвали "унизительными и постыдными". В ноябре того же 2006 года архиепископ Гавриил начал с РПЦ тяжбу за право обладания собором в Ницце. Когда Россия обратилась по этому вопросу во французский суд, Западноевропейский экзархат предъявил встречный иск. А в приходах епархии началась настоящая русофобская кампания.

В 2008 году во французской русскоязычной газете "Русская мысль" вышла статья Лидии Плас, прихожанки Никольского собора в Ницце. Госпожа Плас излагала в статье факты приходской жизни после назначения нового настоятеля, протоиерея Иоанна Гейта. Гейт, назначенный в храм архиепископом Гавриилом, по словам прихожанки, установил в общине атмосферу русофобии и недоверия прихожан друг к другу. Волею Гейта, церковнославянский богослужебный язык был заменен французским, а старые намоленные иконы, которые жертвовали собору эмигранты, были изъяты и заменены на новые, одобренные Константинополем. Была введена беспрецендентная мера: плата за вход в собор. Те священники и прихожане, которые пытались возражать настоятелю, изгонялись из общины.

Читайте также: Грозненский храм: Последние прихожане

"С невыразимой горечью, бессильные что-либо изменить, мы наблюдали, как любимые нами священники, неугодные новому настоятелю (отцы Владимир Ягелло, Лукьян Горин, Ярослав Юзьвик), изгонялись из прихода", — писала автор статьи "Русский храм удивительной красоты". Все эти действия, конечно, не способствовали доверию прихожан к церковному начальству, зато вполне укладывались в стратегию "Ни пяди церковной земли Москве не вернем".

По словам госпожи Плас, все русское в приходе отсекалось и забывалось, а русские традиции ущемлялись. Вскоре после публикации статьи, от церковной жизни "отсекли" и автора: архиепископ Гавриил отлучил пожилую женщину от причастия. При этом отлучение было совершено заочно: прихожанка получила по почте письмо с уведомлением о решении архиерея. В марте 2010 года госпожа Плас скончалась. В памяти православных Западной Европы она осталась как "отлученная за русских".

Вернемся к тяжбе по поводу собора в Ницце. В 2010 году французский суд удовлетворил иск России и распорядился передать ключи от храма представителям РПЦ во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым). Сославшись на решение епархиального совета, экзарх Гавриил отказался пускать русских священнослужителей в собор.

Ситуация повторилась год спустя, в сентябре 2011 года. Настоятель собора заявил: "мы хотим увидеть документы, что РФ передала храму Московской патриархии". Протоиерей Иоанн Гейт добавил, что лично ему патриарх Варфоломей "сказал сидеть на месте и никуда не уходить". Архиепископ Гавриил заявил, что лично он якобы неправомочен передавать ключей, так как "экзархат составляют самоуправляющиеся ассоциации".

В конце октября этого года суд высшей инстанции Ниццы обязал общину Константинопольского патриархата в течение семи дней передать представителям России ключи от Свято-Никольского собора. Ожидание затянулось еще на полтора месяца. Ситуация разрешилась только в декабре. Протоиерей Иоанн Гейт и его прихожане, явно устав от долгой тяжбы, приняли решение перейти в Ниццкий храм святых Николая и Александры. Никольский собор был отдан Русской церкви.

Читайте также: Возрождение первого храма русского православия

Корсунская епархия РПЦ, окормляющая "московских" православных западноевропейцев, искренне поблагодарила Экзархат "за мирное решение непростой ситуации. Епархиальный архиерей епископ Нестор выразил надежду "на дальнейшее братское сотрудничество двух общин для общего блага Православия во Франции и в Западной Европе". На то, что константинопольский патриархат наконец-то займется более насущными для Европы проблемами, надеется и весь христианский мир. В "соборной тяжбе" виноват, прежде всего, Константинополь. Злосчастный собор в Ницце чуть не расколол европейское православие. А грех раскола, как известно, не смыть и кровью мучеников…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия" 

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить