Димфне Ирландской молятся психиатры и пациенты психиатрических клиник

Чудотворцы: Димфна Ирландская

Святую Димфну почитают как католики, так и православные. Она считается покровительницей психически больных. Димфна была убита в VII веке отцом-язычником, который хотел вступить с ней в кровосмесительную связь. О Димфне высказался с уважением социолог Мишель Фуко, чья жизнь и взгляды были отнюдь не христианскими…

Димфна (Dymphna) или Димпна (Dympna, Dimpna) была дочерью ирландского короля-язычника небольшого владения Ориэл (Oriel) — в "Избранных Житиях святых, в Европейских землях просиявших", его еще называют "Армориканским королем" — и набожной матери-христианки, которая тайком крестила свою дочь.

Димфна родилась и жила в VII столетии, на территории современной Ирландии. В середине XIII века епископ французского города Камбре Гвидон, или Ги I (Guy I), повелел составить первое житие чудотворицы. Житие святой Димфны написал каноник церкви Святого Обера в Камбре. Автор Жития, или по-латыни Vita, в тексте указал, что достоверных сведений о его героине не сохранилось. Описание жизни святой Димфны основано на давней устной традиции и убедительных историях о необъяснимых и удивительных случаях исцеления психически больных людей.

В основе "Жития" лежит ирландская легенда о короле Дэймоне (Damon). У пожилого монарха умерла горячо любимая жена. После смерти королевы Дэймон тронулся умом и попытался жениться на родной дочери. Сначала он искал в жены женщину, которая бы походила обликом и характером на его любимую жену. Долгие поиски не увенчались успехом. Когда уже король Даэмон отчаялся обрести вторую половину, то обратил внимание на собственную дочь.

Димфна и обликом, и характером все более походила на покойную мать. Дэймон решил добиваться ее руки и склонял к интимной близости. Король был язычником, и это стирало многие моральные преграды. Димфна, как и ее покойная мать, была благочестивой христианкой. Она обратилась за помощью к своему духовнику Герберену. Священник посоветовал ей бежать из страны. То же самое ей советовали друзья — придворный шут и его жена. Они согласились ради Димфны променять спокойную придворную жизнь на скитания.

14-летняя девушка вместе с ними и Гербереном бежала на континент. Король искал беглецов два года по всему северу Европы. Наконец, он их настиг на северо-западе современной Бельгии, в деревушке Гииль. Сначала король обезглавил священника Герберения, подговорившего Димфну к побегу. Затем Дэймон еще раз предложил дочери вернуться с ним в Ирландию и выйти за него замуж. Принцесса сказала, что лучше умрет. Разъяренный отец выхватил меч и отрубил 16-летней дочери голову.

В предании о жизни Димфны очевидны фольклорные мотивы. Существует целый пласт европейских народных легенд и волшебных сказок со схожим сюжетом. Взять хотя бы известную, в том числе и в России, сказку Шарля Перро "Ослиная шкура" (Peau d'Âne), впервые опубликованную в 1694 году. В ней рассказывается о том, как король-вдовец решил жениться на своей дочери, но из страха перед инцестом она бежала из дворца, укрывшись ослиной шкурой.

Есть старая европейская легенда о попытке похищения мощей Димфны и Герберена. Жители немецкого города Ксантен пытались тайком перенести чудотворные мощи святых из Гиля в свой город. По средневековому поверью, кража мощей не считалась преступлением "в случае согласия самого святого". Прах Димфны жителям Ксантена потревожить не удалось. Несколько жителей Гииля внезапно вспугнули грабителей. Те в ужасе бежали. Им, правда, удалось прихватить с собой останки Герберена. До самого городка Ксантен добраться грабителям так и не удалось… Мощи священника были захороненывокрестностяхКсантена,вместечкеЗонсбек.

По другой версии, после убийства Димфны и Герберена, жители Гииля похоронили их тела в пещере, расположенной недалеко от деревушки. Спустя несколько лет, благочестивые прихожане решили, что оставлять тела принцессы и преподобного в дикой пещере негоже. Они решили перенести их в более подходящее место.

Когда жители Гииля проникли в пещеру, они стали свидетелями чуда: и Димфна, и Герберен покоились в двух каменных саркофагах. На одном из них имелась красный пустотелый кирпич с надписью DYMPNA. Останки святой Димфны позже положили в серебряную раку и поместили в церкви Гииля, которую назвали в ее честь. Мощи Герберена хранятся в рейнском городе Ксантен.

Этого святого обычно представляют в образе бородатого священника с пальмой и пикой в руках. Он считается небесным защитником от подагры, паралича и эпилепсии. Католическая церковь отмечает день его памяти, так же как и святой Димфны, 15 мая, хотя имеются также указания на другую дату — 13 июля.

В православных "Избранных Житиях Святых, в Европейских землях просиявших" написано: "Святую Димфну изображают в виде коронованной девы с мечом и диаволом на цепи". В Бельгии Димфной называют многих детей. В Ирландии ее помнят под именем Дамнат (Damhnat), в то время как в Англии используют имя Дафна. К Димфне обращаются при безумии, всех типах умственных расстройств, лунатизме, эпилепсии и бесновании. Ей молятся в убежищах для душевно больных, а также медсестры для душевно больных. В этот день ее память почитается в Ирландии и Гииле". Со времен Средневековья в бельгийской деревне Гииль существует больница для душевнобольных.

У современного французского социолога Мишеля Фуко (1926 -1984) были обширные научные интересы. Среди них — проблема душевных болезней и отношение к ним в разное время в Европе. Разумеется, он просто не мог пройти мимо клиники в Гииле. В фундаментальном труде Фуко "История безумия в классическую эпоху" (Histoire de la folie à l'âge classique) отмечено: "Стремление излечить умалишенного сочеталось со стремлением изолировать его; он оказывался в замкнутом сакральном пространстве, пространстве чуда. Возможно, что именно по такой схеме шло развитие деревни Гииль: место паломничества превращалось в некий анклав, землю обетованную, где человека ждет избавление от безумия, но где над ним, в соответствии с древними представлениями, совершается нечто вроде ритуала исключения из сообщества".

Фуко писал "Историю безумия" не как врач, а как бывший пациент психиатрической клиники, где побывал в юности. Более того, убежденный атеист и открытый гомосексуалист Фуко не был христианином. Видно что история юной чудотворицы Димфны задела даже такого рафинированного интеллектуала и циника, каким был французский социолог. Уважение такого человека только подчеркивает силу, какой наделил Бог юную ирландку Димфну.

Читайте другие статьи серии из "Чудотворцы":

Чудотворцы: Серафим Саровский

Чудотворцы: Ксения Петербуржская

Чудотворцы. Предречения юродивого

Чудотворцы: Иринарх Ростовский — Затворник

Чудотворцы: блаженная матушка Матрона

Чудотворцы: Параскева — русская Венера

Чудотворцы: святой Николай Угодник

Чудотворцы: загадка Орлеанской девы

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *