Кому молятся об исцелении того или иного недуга?

Православная "клиника" святых целителей

По словам Алексея Любомудрова, научного сотрудника ИРЛИ РАН (Пушкинский дом), Церковь рассматривает икону как особую форму откровения Божественной реальности: "В молитве на освящение иконы испрашивается у Бога дарование ей благодатной силы Духа Святого "бесов отгоняти и вся недуги исцеляти".

VII Вселенский Собор 787 года утвердил догматический чин иконопочитания. Орос (догматическое постановление Церкви) гласит: "Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней". А сама икона "таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону" .

Каждая освященная икона является носителем благодатной силы Святого Духа. Этой силой Христос и апостолы изгоняли бесов и лечили больных. Благодатный дар Святого Духа стяжался многими великими святыми. Их образа помогают людям от телесных и душевных недугов.

Многие люди, которые только начинают приходить к вере, задаются вопросом: почему в случаях болезни Церковь рекомендует обращаться к определенным святым? Ответ прост: эти святые помогали при болезнях и раньше.

Как известно, самым первым чудотворцем новозаветного времени был Иисус Христос. Четвероевангелие насчитывает сорок случаев чудесных исцелений. Крест, на котором был распят Господь, не зря носит именование Животворящего. От прикосновения к Кресту исцелилась тяжелобольная женщина. Об этом свидетельствуют иерусалимский епископ Макарий, Феодорит Кирский и Руфин Аквилейский. Когда православный христианин творит молитву Честному и Животворящему Кресту Господню, он просит: "Сохрани мя от всякого зла".

Читайте также: Предания об обретении Креста. Версии

В каждом храме и практически в каждом православном доме есть образ Спаса Нерукотворного. Эту икону издавна любили и почитали на Руси. Русские православные верили, что эта икона может защитить от любой болезни. Христианское предание повествует, как был обретен чудотворный образ. Эдесский царь Авгарь был болен проказой и не мог исцелиться. Услышав об Иисусе, Авгарь послал за Чудотворцем. Христос не мог посетить царя лично. Чтобы помочь больному монарху, Он умылся и попросил чистый плат. Когда Христос приложил плат к своему лицу, Его лик отпечатался на нем. Нерукотворный образ Спасителя исцелил Авгаря. С тех древних времен Церковь почитает образ Спаса Нерукотворного как икону, спасающую от самых тяжелых недугов.

Первые образа Богородицы были написаны еще при Ее жизни евангелистом Лукой. Многие образа, сотворенные после Успения, Божья Матерь благословила Сама. Согласно преданию, когда появились Владимирская, Тихвинская и Смоленская иконы, к ним прикоснулась Богородица и благословила со словами: "Благодать Родившегося от Мене и Моя с сими иконами да будет!"

Читайте также: Казанская Богородица — защитница русских земель

Иконы Пресвятой Богородицы помогают от самых различных недугов. При заболеваниях сердца и сердечно-сосудистой системы обычно молятся Владимирской. "Всецарица", или "Пантанасса", известна как помощница всех больных раком. "Млекопитательница" помогает молодым кормящим матерям при проблемах с грудным вскармливанием. Казанская икона Божьей Матери помогает при болезнях глаз и слепоте.

В XVII веке явила чудо икона "Всех Скорбящих Радость". Евфимия, родная сестра патриарха Иоакима, страдала от незаживающей язвы на боку. Женщина часто молилась Божьей Матери об исцелении. Однажды во сне Евфимия услышала призыв найти чудотворную икону в храме Преображения Господня и совершить перед ней водосвятный молебен. Евфимия попросила доставить икону к себе домой, так как не могла ходить. Священник храма принес к ней домой икону и отслужил молебен. После этого женщина исцелилась.

Особой любовью и почитанием пользуется в России икона "Неупиваемая чаша". Этому образу Богоматери молятся все, кто страдает от самых тяжелых недугов современной России: алкоголизма и наркомании. Чудотворный образ хранится в Серпуховском Владычном женском монастыре.

Читайте также: Чудесные исцеления от алкоголизма

Первое исцеление с помощью этого образа случилось в 1878 году, когда в монастырь пришел отставной солдат, уроженец Тульской губернии. Солдат, прошедший несколько войн, после отставки запил. У него отнялись ноги. Помолившись у иконы, где Богородица держала чашу, он смог снова встать на ноги и излечиться от пристрастия к алкоголю. Слава о чудотворной иконе разнеслась по всей России.

Те, у кого уже нет сил "слезть со стакана" или покончитьснаркотиками,прибегаюткпомощи"Неупиваемойчаши".Есличеловекдействительнохочетизлечиться,унегополучается.

 

Москвич Олег много лет страдал от алкоголизма. Кодировки не помогали: "Жизнь — черная полоса греха. (…) Я понимал, что желание выпить идет не от меня, а откуда-то извне, и справиться с ним сам не в силах". Жена Олега, услышав о чудотворной иконе "Неупиваемая чаша", стала дома читать перед этой иконой акафист. Вскоре, после очередной попойки, мужчина осознал, что катится в бездну. Вместе с женой они стали молиться Богородице. С Ее помощью мужчине удалось побороть "зеленого змия". Другой москвич, Денис, с помощью иконы "Неупиваемая чаша" навсегда покончил с героином. Подобных примеров в бывшем СССР — тысячи.

Небесным помощником всех, кто страдает алкоголизмом и наркоманией, также считается святой мученик Вонифатий Римский. Он жил в III веке, в пору жестоких гонений на христиан. До принятия христианства вел блудную жизнь, много и часто пил. Увидев однажды казни христиан, навсегда оставил блуд, бросил пить и стал тайным христианином. За открытое исповедание веры в Христа был казнен.

Читайте также: Метаморфоза святого грешника Вонифатия

Один из самых почитамемых православными святых — великомученик и целитель Пантелеймон, живший в IV веке. По преданию, он учился искусству врачевания у знаменитого тогда Евфросина Никомидийского. После окончания учебы, Пантелеймон стал служить при дворе императора Максимиана. Тайно принял христианство, стал лечить узников-христиан. По приказу императора был подвергнут жесточайшим пыткам, а после казнен. После его кончины от мощей Пантелеймона стали происходить чудесные исцеления. Образ великомученика Пантелеймона есть практически в каждом православном храме. К нему обращаются по поводу любой болезни: от обычной ангины до рака головного мозга.

Православная церковь чтит святых Косьму и Дамиана, врачей-бессребренников. Эти целители никогда не брали платы. Если внимательнее посмотреть в святцы, то можно увидеть следующее: три пары одноименных святых, живших в разное время и в разных местах. Косьма Дамиан Римские, замученные императором Карином, жили в III веке. Врачи-бессребренники из Аравии, обезглавленные Диоклетианом, — их современники. Косьма и Дамиан из Малой Азии жили в IV веке. Каждый из них умер своей смертью в разное время.

Косьма и Дамиан — небесные покровители благочестивых врачей. Так как братья-врачи из Малой Азии излечили от бешенства верблюда, они считаются покровителями ветеринаров.

Появление на свет человека сравнивают с разрешением от оков. При трудных родах православные обращаются к святой великомученице Анастасии Узорешительнице. При исключительно женских болезнях обычно молятся преподобному Давиду Гареджийскому и священномученику Ипатию Гангрскому. Список помощников при бесплодии заслуживает отдельной статьи: Иоаким и Анна, Захария и Елисавета, Александр Свирский, Матрона Московская, Ксения Петербургская.

Читайте также: Анастасия "разрешает" страдания заключенных

Одно из самых больных мест современного человека — зубы. Плохое состояние экологического фона, курение, зависимость от кофеина и тонина способствуют болезням зубов. При зубной боли православные издавна молились мученику Антипе, епископу Пергамскому (I век). Он был учеником Иоанна Богослова. За отказ принести жертву Артемиде был заживо зажарен в медном воле.

При заболеваниях головы принято обращаться к пророку Иоанну Предтече. Также ему молятся при заболеваниях нервной системы и опухолях мозга.

Римские язычники считали психические заболевания наказанием от богов. Христиане видят в этом вмешательство слуг князя бесовского. "Небесными психиатрами" в православии считаются мученик Никита, великомученик Трифон, святитель Спиридон Тримифунтский, святитель Игнатий (Брянчанинов).

Список этого пантеона святых целителей наверняка можно продолжить. К ним приходят, когда надежда на выздоровление покидает. Именно они и наша вера в них творят чудеса.

Чмтайте также статьи из серии "Чудотворцы":

Чудотворцы: святой Николай Угодник

Чудотворцы: Параскева — русская Венера

Чудотворцы: блаженная матушка Матрона

Чудотворцы: Иринарх Ростовский — Затворник

Чудотворцы. Предречения юродивого

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить