27 сентября - Воздвижение Креста Господня

Предания об обретении Креста. Версии

27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста Господня. Этот праздник является двунадесятым — одним из 12 самых важных после Пасхи. Воздвижение — особый праздник в этом ряду: все остальные связаны с воспоминанием ключевых для нашего спасения событий земной жизни Иисуса Христа, Божией Матери или первохристианской общины. Воздвижение Креста Господня — это событие, имевшее место несколькими веками позже.

После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году, места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, оказались в забвении. На некоторых были построены языческие храмы. Был утерян и крест, на котором Его распяли.

Крест был найден в царствование святого равноапостольного императора Константина I Великого. По преданию, перед одной из битв он увидел на небе сияющий крест и услышал голос: "Сим победишь". После победы в трех войнах император поставил перед собой цель найти утерянный Крест и поручил это важное дело своей матери — святой равноапостольной Елене.

Сохранились три различные версии предания об обретении Креста. Согласно наиболее древней, святой Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню и Крест был поднят (воздвигнут) епископом Макарием для всеобщего обозрения.

Вторая версия предания, возникшая в конце IV — начале V века, сообщает, что святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев. В конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к нему мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Читайте также: Крест, осенивший Империю

Третья версия предания об обретении святого Креста, возникла в Сирии в первой половине V века. Она относит это событие не к IV, а к I веку и говорит о том, что Крест был найден женой императора Клавдия I Петроникой, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV веке.

Несмотря на древность первой версии предания об обретении святого Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки, в поздневизантийскую эпоху более распространенной стала вторая версия.

Точная дата обретения святого Креста неизвестна. Предположительно, оно имело место в 325-м или в 326 году. После обретения Креста император Константин начал строительство в Иерусалиме целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью. Праздновать Воздвижение Креста Господня как великий праздник стали уже в конце IV века.

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию. Крест пробыл в Персии 14 лет, и лишь при императоре Ираклии, который победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Светлана Охрименко
Светлана Охрименко - руководитель пресс-службы Горловской и Славянской епархии, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *