Христианство в XXI веке стало гонимой религией во многих странах

Библия приводит... на скамью подсудимых

"Евросоюз не будет больше закрывать глаза на преследования христиан по всему миру", — заявила в январе этого года Кэтрин Эштон, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности. В ряде стран гонения на христиан вполне обычное дело. Отдельной строкой в "антихристианском списке" стоят Иран, Северный Судан и Саудовская Аравия.

Иран. В середине августа этого года на северо-западе Ирана прошла показательная акция. Шариатская полиция совершила рейд по домам местных жителей-христиан и изъяла у них около семи тысяч Библий, которые потом были публично сожжены.

Подобные акции в этой стране уже стали обычным делом. 7 февраля этого года в городе Салмаса (провинция Западный Азербайджан) было изъято и уничтожено более 300 копий Нового Завета. Аналогичная "зачистка" в этом городе прошла 28 октября прошлого года. Салмаса — крупный пограничный пункт на иранско-турецком рубеже. По сведением иранских СМИ, христианская литература поступает в Иран именно с турецкой стороны. Христианская литература идет в Иран как контрабанда, вместе с алкоголем и наркотиками, и так же, как и последнее, она расходится "на ура".

Читайте также: Как спасти сирийских христиан?

Иранские шиитские лидеры объясняют подобное следующим образом. Страну в последнее время наводнила литература, проповедующая неправильное, искаженное христианство. Учение мира и любви в устах приезжих западных миссионеров превратилось в антигосударственную пропаганду.

Летом этого года в христианской прессе много писали о Юсефе Надархани, протестантском пасторе из иранского города Рашт. Надархани, ставший христианином в 19 лет, обратил в христианство всю свою семью и запретил своим детям изучать в школе Коран. Бывший мусульманин Надархани не скрывал своего негативного отношения к вере своих предков и иранскому теократическому укладу в целом.

Иранское правосудие отплатило пастору той же монетой: заключило его в специальную тюрьму для политических преступников. В августе этого года Сейед Махмуд Реза Саджади, посол Ирана в России, так прокомментировал арест и уголовное преследование Надархани: "Он собирает народ и рассказывает о свержении режима. Это — не религия, а политическая игра. Открытое против этого человека дело никак не связано с его религиозными убеждениями. Сейчас ему 32 года, он принял христианство в 19. Если бы преступлением считался переход в другую религию, его надо было повесить еще 13 лет назад. Но проблема не в том, что он христианин, а в том, что он агент западных спецслужб", — сказал посол в интервью российскому агентству "Iran News".

Иранское шиитское духовенство сожалеет: "неправильное" христианство с каждым годом находит все больше поклонников…

Читайте также: Забытое христианство древних вайнахов

Один из аятолл, доктор Хади Джахангоша в конце августа опубликовал на эту тему специальный доклад. По словам шиитского богослова, "Запад пытается совратить иранскую молодежь с истинного пути. Он распространяет ложные гностические книги, выдавая их за христианскую литературу". Литература, названная аятоллой "гностической", выпускается на Западе миллионными тиражами. В Иране ее распространяют местные христианские миссии. Популярность "гностических" книг в стране высока как никогда. Их можно найти не только в Тегеране, но и в маленьких иранских городах.

Книги, проповедующие "искаженное" христианство, написаны не только для взрослых. Любой иранский ребенок, только научившись читать на фарси, может прочитать и понять все, что там написано. Детские книги с "неправильным" содержанием поступают в Иран миллионными тиражами и пользуются популярностью. Аятолла Джахангоша, как и другие богословы, считает это очередным западным наступлением на традиционные иранские ценности, культуру и государственность.

"Наши враги заметили, что сатанизм и гностические учения в Иране непопулярны. Поэтому они скрыли этот сатанизм под христианской оболочкой". Шиитский богослов сравнил такой "сатанизм с христианским лицом" с ваххабизмом, который также приобретает в Иране немало сторонников. Так же, как и ваххабизм, "неправильное" христианство способно легко ввести несведущего человека в заблуждение. Иранское духовенство видит в этом "неправильном" христианстве беду для иранского общества.

В целом, в Иране относятся к христианам терпимо. За исключением тех случаев, когда это религиозное меньшинство занимается активной проповедью своей веры среди мусульман. Протоиерей Александр Заркешев, настоятель тегеранского храма Святителя Николая, в своем интервью "Известиям" высказался так: "В этой мусульманской стране православных священников чтут не меньше, чем мулл. Почитание служителей культа у иранцев в крови". К христианскому священнику иранцы будут относиться уважительно до тех пор, пока он не начнет активно миссионерствовать среди мусульман. Православные священники, служащие в Иране, этого не делают.

Примерно такая же ситуация в стране и с распространением Библий. Конституция Ирана признает права местных христиан на свободу вероисповедания, соответственно, на свободное использование своей богослужебной литературы… При этом, исламское законодательство оказывает противодействие деятельности иранских библейских обществ. Перепечатка и публикация христианской литературы является здесь уголовным преступлением. Перевод христианских книг на фарси квалифицируется как преступление против веры и государства.

Читайте также: Кавказское христианство: уход и возвращение

Сведущий читатель знает, представители какой христианской конфессии сейчас активно проповедуют в Иране. Аятолла Джахангоша под "искаженным" христианством имел в виду именно протестантизм. Несмотря на противодействие духовных лидеров Ирана, протестантские проповеди в этой стране пользуются популярностью. Принимают крещение не только рядовые иранцы. В своих обращениях аятоллы сетуют на то, что протестантизм проник в высшие круги иранского общества.

В марте этого года аятолла Вахид Хорасани читал лекцию в медресе города Кум, одного из ведущих исламских центров Ирана. Обращаясь к студентам, он сказал: "К сожалению, в стране сейчас нет никого, кто бы мог рассказать правительству о том, кто такие евангелисты на самом деле. Их миссии проникли везде, в том числе и в правительство. Евангелисты проповедуют в каждом городе Ирана. Почему правительство не знает, что они уже добрались до Кума?"

Аятолла Хорасани назвал протестантизм "отклонением в сатанизм, которое стремится завоевать расположение иранских властей. "К сожалению, иранским властям нечего противопоставить евангелистам", — добавил он.

Стоит рассказать, о том, что и среди самих мусульманских богословов также нет единомыслия по определенным вопросам межрелигиозного диалога внутри Ирана. Сторонники реформ сделали своим символом имя аятоллы Монтазери.

Читайте также: Южный Судан: христиан обязали страдать

Хуссейн-Али Монтазери в 1979 году был одним из лидеров исламской революции в Иране. В ноябре 1985 года он — один из духовных вождей Ирана. В 1989 году состоялся его спор с духовными лидерами Ирана, закончившийся долгой опалой. Тогда Монтазери сказал аятолле Хомейни, что исламская революция пошла по ложному пути, пути террора, ущемления гражданских свобод и повсеместного нарушения прав человека. Особое внимание Монтазери просил обратить на положение тех иранцев, которые перешли в христианство из ислама. То, что по законам нынешнего Ирана карается тюрьмой и смертной казнью, должно восприниматься как право человека на свободу выбора.

По словам Монтазери, если мусульманин решил в зрелом возрасте стать христианином, то по шариату он не является отступником от веры. Будет излишним говорить, как отнеслись к этому шиитские лидеры, особенно учитывая тот факт, что Монтазери в это время выступил в защиту Салмана Рушди, автора "Сатанинских сур". Окружение Хомейни тогда восприняло его как паршивую овцу в своем стаде.

Вскоре после этого Монтазери был вынужден уйти со всех своих официальных постов. В 1997 году Сейед Али Хаменеи, нынешний верховный аятолла Ирана, приказал посадить Монтазери под домашний арест. Под этим арестом Монтазери пробыл вплоть до 19 декабря 2009 года, дня своей смерти. Похороны опального аятоллы переросли в многотысячные акции протеста, которые прокатились по всей стране. Международные СМИ назвали их "иранским восстанием 2009 года".

Монтазери умер, но его дело в Иране живет до сих пор. Годы его сознательной жизни прошли в Куме, "городе аятолл". Вполне возможно, что когда аятолла Вахид Хорасани говорил о "западном влиянии" на Кум, то он имел в виду опального богослова.

Преследованию христиан в мире был посвящен ряд заседаний Европарламента, прошедших в этом году. Глава парламентской комиссии Кэтрин Эштон в январе этого года заявила, что Евросоюз, сохранявший до недавнего времени принцип невмешательства, "больше не будет закрывать глаза на преследование христиан во всем мире".

Читайте также: Пакистан: христианское меньшинство под прицелом

Парламент Евросоюза обнародовал список тех стран, где акты насилия над христианами стали нормой обычной жизни. Естественно, что в него входит Иран. Далее "черный список" дополняют Египет, Нигерия, Пакистан, Филиппины, Северный Кипр, Ирак.

Пакистан.9 сентября 2011 года в в тюрьме от тропической лихорадки денге умер христианин Аслам Масих. Комендатура тюрьмы отказалась оказывать заключенному христианину медицинскую помощь. Масих попал в тюрьму в 2010 году. Два члена проправительственной исламской группировки "Таблиги Джамаат" обвинила его в оскорблении Корана и имени пророка Мухаммеда. Среди граждан Пакистана, обвиненных в аналогичном преступлении, самой известной, пожалуй, является Азиза Биби, мать пятерых детей. За "богохульство" ее приговорили к смертной казни через повешение.

21 сентября стал известен случай изнасилования женщины-христианки, матери пятерых детей. Она пожелала скрыть свое имя, боясь преследований. По словам жертвы, в этой стране существует такая практика: если мусульманин изнасиловал христианку, то он не считается преступником. Более того, когда мусульманские фанатики устраивают в Пакистане христианские погромы, пакистанская полиция оказывает им негласную поддержку.

Северный Судан. Адам Луал, католический священник из города Кадугли, неоднократно подвергался преследованию властей. Луала обвинили в том, что он много раз оказывал помощь жителям Южного Судана. 28 августа этого года его задержали в Кадугли, столице провинции Южный Кордофан. Эта провинция до сих пор является спорной между Северным и Южным Суданом. Агенты северосуданских спецслужб в течение нескольких дней подвергали священника жестоким пыткам.

Спецслужбы Северного Судана обвинили отца Луала в христианском миссионерстве, что в этой стране равнозначно антигосударственной деятельности. Перед тем, как выпустить измученного священника на свободу, ему пригрозили смертью. "Мне сказали, что если я еще раз появлюсь в Южном Кордофане или расскажу кому-нибудь о пытках, то меня убьют". Отец Адам молчать не стал.

Более того, он рассказал о том, что солдаты Омара аль Башара разрушают христианские церкви и преследуют в Северном Судане всех христиан. "В Кадугли они сожгли и разграбили католический храм, молитвенный дом Епископальной Церкви Судана, пресвитерианский храм". По словам священника, аль Башар, президент Северного Судана, хочет окончательно изгнать христианство из своей страны.

Саудовская Аравия. В этой стране нет ни одного христианского храма. Саудовские христиане молятся или у себя дома или на территории ряда иностранных посольств. Коллективные молитвы караются каторжной тюрьмой. Библии, четки или иконы, хранимые дома, может в любой момент конфисковать исламская полиция. Если какой-то саудовец-мусульманин увидит на шее местного христианина крестик, он может этот крестик сорвать, а его владельца избить.

Мусульманские лидеры Саудовской Аравии открыто именуют христианство "заразой" и "язвой". Если какой-то саудовский мусульманин принимает христианство, он считается государственным преступником и предается смерти. В 2008 году новообращенной христианке Фатиме аль Мутаири полиция отрезала язык. Затем девушка была убита. Саудовским семьям настоятельно рекомендуется не нанимать для своих детей нянь-христианок. Любые близкие контакты с "неверными" для саудовского мусульманина могут кончиться тюрьмой.

С течением времени список стран может пополниться. Если, конечно, христианам кто-нибудь вдруг не поможет. Крайне сомнительно, что этим "кем-то" окажется ООН или Евросоюз.

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить