Мохандас Ганди был одним из величайших духовных учителей минувшего столетия

Великие реформаторы в реалиях: Махатма Ганди

Мохандас Ганди был не только лидером освобождения Индии от колониального гнета, но и одним из величайших духовных учителей минувшего столетия. Его философия ненасилия — сатьяграха — оказала влияние на движения сторонников перемен, осуществляемых мирным путем. Влияние учения Ганди распространилось по всему миру. Его именуют почетным титулом Махатма — "Великая душа".

Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 года в семье, принадлежащей к торгово-ростовщической касте бания, относящейся к варне вайшьев. Известный французский традиционалист Рене Генон так писал об этой касте (называемой в Индии варной): "Вайшьями являются те, кто естественно идентифицируют себя с торговой и промышленной функцией. Можно сказать, что это "материальные производители".

Они работают в полях, сажая растения или разводя животных. Они строят дома и другие частные или общественные сооружения. Они же занимаются любыми ремеслами. Они торгуют пищей, утварью и, в конце концов, всем, что составляет материальную поддержку, обеспечивая возможность человеческой жизни и выполнение всеми своей функции. В общем, они производят и поддерживают. Их символический цвет — темно-зеленый или коричневый. Их отождествляют с Бронзовым веком, что и есть их символический металл (состоящий из красной меди и серого олова). Они связаны с материальным миром, землей, буржуазной демократией и сентиментализмом".

Из касты торговцев происходил и его отец, Карамчанд Ганди, который на момент рождения последнего из его четверых сыновей занимал пост премьер-министра в небольшом приморском городе Порбандар в западно-индийском штате Гуджарат. Дед будущего реформатора, Уттамчанд, также был премьер-министром этого городка. Формально его правители обладали автономией, но фактически они находились под контролем британской колониальной администрации. Несколько поколений семьи Ганди, включая его прадедушку, служили советниками по политическим вопросам и в администрации местных князьков.

Отец был женат четвертым браком, три предыдущие супруги безвременно скончались. Матерью Ганди стала отличавшаяся набожностью Путали Бай. В семье Ганди традиционно исповедовали вишнуизм, широко практикуемый в Гуджарате. Одним из основополагающих принципов этой религии был отказ от насилия в повседневной жизни — ахимса. Впоследствии Махатма Ганди станет самым известным в мире практиком ахимсы. На мировоззрение юного Ганди повлиял вишнуизм и глубокая религиозность его родной матери.

В семилетнем возрасте Ганди вместе со всей семьей переехал в город Раджкот, на тот момент бывшем политическим центром провинции Гуджарат.

До 12-летнего возраста он учился в начальной школе, где не показывал выдающихся результатов. Особенно не удавались робкому ученику, избегавшего общества детей, математика и английский язык, которым его родители едва владели. Слабым местом оказались также и спортивные занятия.

В Раджкоте его отец занимал официальную должность судьи при княжеском суде, а также выступал в качестве посредника, так называемого медиатора.

Медиация — это урегулирование споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора. Отцовская деятельность в качестве медиатора производила особенное впечатление на подростка.

Однажды старший товарищ, который сам был мусульманином, убедил Ганди отведать козлятины, хотя употребление мяса животных у вишнуитов строжайше запрещено. Подросток неоднократно нарушал и другие запреты своей религии, в частности, курил сигареты и пил вино. Поскольку денег у подростка не было, он сначала подбирал окурки от сигарет своего дяди, но потом стал воровать мелочь у слуги. По признанию самого Ганди медяки у слуги он воровал раз 12-13, но свою крупную кражу он совершил в 15 лет — вынул кусочек золота из браслета своего брата.

Когда Ганди раз в жизни посетил бордель, он, по его собственному признанию, почувствовал задетой свою возмужалость и лучше бы всего ему было утопиться от стыда. Нечистая совесть побуждала юношу к самоубийству. В конце концов, он принял решение сознаться в своих грехах перед отцом. С этой целью он написал ему записку. Благодаря ошибкам молодости, в зрелые годы Ганди отличала высокая самодисциплина. Юношеские проказы стали для него одним из мощнейших источников самопознания.

По законам своей религии, Ганди был обручен уже с семи лет. Возможно, он был обручен трижды. Как ему позднее сказали родители, две девочки, которых для него выбрали, "умерли одна за другой". Избранницей его родителей стала ровесницаихсына,родомтакжеизкастыбания, Кастурба (впоследствии жену Ганди ласково называли Ба). В 1882 году 13-летние подростки поженились. По финансовым соображениям вместе с их свадьбой сыграли свадьбу среднего брата, который был на два или три года старше Ганди, и его старшего двоюродного брата. В своих поздних опубликованных произведениях Ганди критиковал распространенные в то время в Индии ранние браки. Браки между детьми заключаются порой и в современной Индии.

В автобиографии "Моя жизнь" Ганди писал: "Когда я смотрю на ребят этого возраста, находящихся на моем попечении, и вспоминаю свой брак, мне становится жаль себя и радостно от сознания того, что их не постигла та же участь. Я не нахожу никаких моральных доводов, которыми можно было бы оправдать столь нелепые ранние браки".

Жена Ганди была неграмотна, и он хотел против ее воли обучить свою супругу. Не удалось это сделать и нанятым им частным учителям. В том, что жена с трудом выводит буквы и говорит только на простонародном диалекте, Ганди винил лишь самого себя. "Уверен, что она стала бы образованной женщиной, если бы моя любовь к ней была совершенно свободна от вожделения, — признавался Ганди в автобиографии. — Мне удалось бы тогда преодолеть ее отвращение к занятиям. Я знаю, что для чистой любви нет ничего невозможного".

У супругов родилось четверо мальчиков. В 1906 году Ганди дал торжественный обет сексуального воздержания, но вплоть до 1944 года, до самой смерти своей больной супруги, продолжал заботиться о ней.

В 1887 году он уехал в викторианскую Англию изучать юриспруденцию. В 1893–1914 годах он жил в Южной Африке, где на примере многочисленной общины индийских эмигрантов пытался воплотить в жизнь идеал, которому следовал до конца своей жизни.

Желание видеть политическое и моральное возрождение Индии на основах сатьяграхи (от санскритского слова satya, что означает "правда" — "упорство в истине", следствием которого является неповиновение несправедливым законам) и ахимсы. В конце 1914 года он вернулся на родину и спустя год стал главой Индийского национального конгресса.

В 1947 году Индия стала независимым государством во многом благодаря ему, но успех последних лет жизни оказался омраченным индийско-мусульманской враждой и кровавыми погромами. 30 января 1948 года Махатма Ганди был застрелен фанатиком-националистом.

В общественном сознании такие ипостаси Ганди, как герой национально-освободительного движения и реформатор общественного строя, реабилитировавший касту "неприкасаемых", оттеснили на задний план духовного учителя. Именно нравственное самосовершенствование стало духовным завещанием Махатмы Ганди.

В переводе с санскрита почетный титул "махатма" означает "Великая душа". Так Ганди приветствовал индийского философа и лауреата Нобелевской премии по литературе Рабиндраната Тагора, которого Ганди посетил в Бомбее 9 января 1915 года. По отношению к самому себе Ганди избегал употребления такого титула, чтобы не навлечь на себя подозрения в создании культа собственной личности. В 1931 году вышла в свет своего рода духовная автобиография Ганди "Опыт истины" в которой он признается, что титул "махатма" для него не обладает никакой ценностью, а чаще глубоко его ранит.

В самой Индии Ганди часто именовали также другим почетным прозвищем — Бапу ("Отец"). Так к нему обращалась его жена и близкие друзья. Впервые этот титул был употреблен председателем Индийского национального конгресса и одним из из лидеров Индийского движения за независимость Субхасом Чандрой Босом в одной из радиопередач 1944 года. Позднее к имени Ганди стали добавлять эпитет на английском языке father of the nation— отец нации.

Читайте другие статьи из серии "Великие реформаторы в реалиях":

Великие реформаторы в реалиях: царь Давид

Великие реформаторы: Франциск Ассизский

Великие реформаторы в реалиях: Фома Аквинат

Реформаторы в реалиях: митрополит Филипп

Реформаторы в реалиях: Сергий Радонежский

Великие реформаторы в реальности: Цвингли

Великие реформаторы в реалиях: Ян Лейденский

Великие реформаторы в реалиях: Жан Кальвин

Великие реформаторы в реальности: Ориген

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить