Праздник в честь царицы Эсфирь

Пурим: Аман, Мордехай и царица Персии

В этом году 20 марта по европейскому календарю иудеи отмечают Пурим — праздник пиршества и веселья, установленный в память о том, как спасла евреев от истребления царица Эсфирь, жена персидского царя Артаксеркса. Праздник предваряет пост Эсфирь. В Пурим евреям полагается устраивать карнавалы и застолья, даже пьянство в этот день не считается грехом.

Евреи празднуют Пурим 14-го и 15-го числа месяца адара в память о спасении евреев от полного истребления во времена царя Ахашвероша (или Артаксеркса), правившего громадной Персидской империей. Сановник царя Гаман (Аман) замыслил истребить всех евреев и бросал жребий (пур), чтобы вычислить наиболее подходящее для этого время. По слову "пур" праздник называется Пурим, а все связанные с ним события описаны в Мегилат Эстер (книге Эстер).

Еврейские мудрецы установили на праздник Пурим четыре заповеди.

1. Чтение Свитка Эстер (Эсфирь). Иудею нужно принять участие в публичном чтении кошерного Свитка (написанного на пергаменте, согласно всем правилам). Сделать это следует вечером и наутро. Если нет кошерного Свитка, можно читать по книжке, но без благословения, чтобы возвестить о чуде.

2. "Мишлоах манот" (подарки знакомым) — необходимо послать минимум два съедобных блюда знакомому еврею, даже если он богатый.

3. Подарки для бедных — каждый еврей в Пурим должен вручить подарки (еду или деньги) двум беднякам.

4. В этот день религиозный еврей обязан устроить праздничную трапезу. Желательно начать ее днем, а закончить после захода солнца.

Согласно традиции, религиозный еврей в этот день должен выпить столько алкогольных напитков, чтобы перестать различать выражения "проклят Аман" и "благословен Мордехай", которые имеют одинаковое числовое значение — гематрию — 502. Рав Йосеф Хавива (Испания, XV век) писал, что для выполнения этой заповеди достаточно дойти до того состояния, когда человек начинает говорить глупости. Позднее Рав Нетанэль Вейль (Германия, XVIII век) считал, что "до тех пор" означает "меньше чем", ибо в противном случае человек напьется "до состояния Лота". Рав Аарон из Люнеля (Прованс, XIV век) поясняет: "Следует пить больше, чем обычно, чтобы устроить большой праздник и сделать бедняку большой праздник, тем самым утешив его… и в этом заключается истинная радость" (пожалуй, это самая оригинальная трактовка заповеди напиваться — как "инструмента" для выполнения другой заповеди — "подарки бедным"). Наконец, Менахем Меири (Прованс, XIV век) писал: "В любом случае мы не обязаны напиваться… и должны не дебоширить и творить глупости, но чистосердечно радоваться, в любви ко Всевышнему и с благодарностью за чудеса, которые Он совершил для нас".

Фото: AP

Главная героиня праздника — царица Эсфирь. Персидский царь Артаксеркс искал себе невесту из всех 127 областей от Инда до Эфиопии. Но всех претенденток превзошла Эсфирь, которая отличалась необыкновенной красотой и производила неизгладимое впечатление на всех, кто ее видел.

Согласно персидским обычаям, Эсфирь готовили для представления царю в течение шести месяцев. Все это время евнухи обучали всех претенденток секретам женской привлекательности и снабжали их лучшей косметикой и самыми драгоценными благовониями для ухода за телом. Затем царь сделал свой выбор. Многие претендентки были отвергнуты, но Эсфирь произвела на Артаксеркса столь неизгладимое впечатление, что царь избрал ее своей супругой. Царь искренне ее полюбил. В 12-м месяце адаре, на седьмом году правления Артаксеркса, Эсфирь стала царицей огромного Персидского царства. Царь разослал 127 конных глашатаев по всем провинциям, чтобы объявить о своей предстоящей женитьбе и пригласить наиболее знатных людей на свадебное торжество. Когда Эсфирь вошла в царский дворец, Артаксеркс возложилейнаголовувеликолепнуюзолотуюкоронусбриллиантами. Радость царя была велика. По случаю свадьбы он снизил в государстве налоги и раздал бедным царские дары.

Став супругой Артаксеркса, Эсфирь не отказалась от своего еврейского происхождения, хотя и не подчеркивала его. Царица подобрала себе окружение из еврейской среды, старалась соблюдать кашрут, вела себя очень скромно и не забывала советоваться со своим двоюродным братом Мордехаем.

Наступил кульминационный момент в истории еврейского народа. Высокое положение при царском дворе занял Аман, сын Амдаты, амалекитянин. По царскому повелению он сделался вторым лицом во всем царстве. И только один Мордехай не падал ниц перед этим идолопоклонником. Пылая к евреям ненавистью, Аман решил погубить не только Мордехая, но заодно и весь еврейский народ от мала до велика. Артаксеркс, не особо вдаваясь в подробности, с легкостью отдает судьбу целого народа в руки Амана и вручает ему знак царской власти — перстень.

Несмотря на то, что до назначенного истребления евреев оставался почти год, Мордехай решает действовать немедленно. Царица узнает, что ее двоюродный брат погрузился в глубокую скорбь. Еще больше встревожилась Эсфирь, когда узнала причину печали кузена и прочитала список, выполненный по письменному указу царя о расправе над евреями. Что делать? Что посоветует кузен? И вот что ответил Мордехай: "Иди к царю и моли его о милости и проси его за народ свой".

Свиток Эсфирь повествует о душевных метаниях героини. Царь не звал ее к себе целых 30 дней. Кроме того, непрошеного гостя, несмотря на любые его чины и звания, ждала суровая кара — смертная казнь. Мучимая сомнениями, Эсфирь открывает душу Мордехаю. "Не для такой ли поры стала ты царицей?" — отвечает ей двоюродный брат.

Фото: AP

 

В ответ Эсфирь повелевает Мордехаю: "Иди и собери всех евреев, находящихся в Шушане, и поститесь ради меня три дня". Сама царица тоже со своими служанками не ест и не пьет три дня и три ночи.

На третий день Эсфирь надевает лучшие одежды и предстает пред очами Артаксеркса. Царь отнесся к ней милостиво и протянул в ее направлении свой скипетр, что символизировало желание выслушать ее просьбу. Но царица не сразу говорит Артаксерксу о главном — ей помогает женская интуиция. Несмотря на готовность царя выполнить любое ее пожелание ("проси хоть полцарства"), Эсфирь откладывает важный разговор на второй пир.

"Я еврейка, — просит царица на втором пиру, — не губи народ мой!" И царь внемлет ее мольбе. Еврейский народ остается невредим, а на Амана, напротив, обрушился царский гнев, и он был повешен на той самой виселице, которую приготовил для Мордехая. По всему царству Персии были убиты и казнены 75 тысяч человек и 500 человек в самом Шушане. Десять сыновей Амана были также казнены.

Пурим — праздник переодеваний и представлений. Особый жанр этого праздника — Пуримшпиль, исполняемый одним или несколькими актерами во время праздничной трапезы. Первоначально такие представления были просты и коротки, однако уже в начале XVIII века эти представления постепенно превратились в драматические постановки с многочисленными ролями, музыкальным сопровождением и текстом в несколько тысяч рифмованных строк. Пуримшпили разыгрывались в публичных местах, и со зрителей взималась плата. Тем не менее пуримшпили всегда сохраняли связь с книгой Эсфирь и разыгрывались только на Пурим. Под влиянием итальянского карнавала вошло в обычай рядиться на Пурим, причем мужчинам было разрешено даже переодеваться в женское платье и наоборот, что в другие дни года категорически запрещено еврейским законом.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *