За московские мечети идет борьба

Начался передел московских мечетей

Две крупнейшие и старейшие мечети Москвы — Соборная на проспекте Мира и Историческая на Большой Татарской улице — стали предметом спора двух духовных управлений мусульман, каждое из которых хочет видеть их в своей юрисдикции. Кому в итоге достанется первенство в московской мусульманской умме?

События развивались стремительно. Утром 9 марта на сайте Всероссийского муфтията (известного также как РАИС — Российская ассоциация исламского согласия) появилось заявление, в котором выражалась озабоченность судьбой исторического здания Соборной мечети в Москве, построенного в 1904 году и в последнее время предлагаемого к сносу для строительства на этом месте нового здания мечети.

"Несмотря на громкие скандалы вокруг прекращения строительства и начавшегося разрушения нового здания соборной мечети, альтернативный московский муфтий Равиль Гайнутдин не отказался от своих планов по сносу старой мечети, — говорилось в нем. — Мы призываем наших братьев из Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), Казанского муфтията и Координационного центра мусульман Северного Кавказа поддержать акцию по защите мечети и сохранить наше общее достояние".

А уже вечером того же дня ЦДУМ "отыграл подачу", заявив о намерении добиваться возвращения в его юрисдикцию как Соборной мечети, так и второй построенной еще до революции московской мечети — Исторической. "Мы будем ставить вопрос о возвращении нам Соборной мечети Москвы и Исторической мечети на Большой Татарской улице", — сообщил "Интерфаксу" муфтий Москвы в юрисдикции ЦДУМ Альбир Крганов. В свою очередь, представители Совета муфтиев России (в чьей юрисдикции находятся в данное время обе эти мечети) в комментариях "Коммерсанту" вечером все того же 9 марта поспешили разразиться упреками в адрес Всероссийского муфтията, охарактеризовав его как "деструктивную организацию" (пресс-секретарь Совета муфтиев Гульнур Газиева), а его инициативу о сохранении Соборной мечети как "PR-акцию" (глава Исламского культурного центра, "общественного крыла" Совета муфтиев, Абдул-Вахед Ниязов).

Историческая мечеть
Фото: AP

Если ЦДУМ удастся реализовать эту инициативу (а недавнее посещение президентом Дмитрием Медведевым верховного муфтия этой организации Талгата Таджуддина в Уфе позволяет говорить о симпатии представителей государственной власти к его муфтияту), то это будет означать де-факто смену лидерства среди мусульманских организаций России и начало заката Совета муфтиев. Дело в том, что у муфтия Гайнутдина, вышедшего в 1994 году из юрисдикции ЦДУМ (в котором он получил в 1988 году пост настоятеля Соборной мечети в Москве), других мечетей в Москве, кроме Соборной и Исторической, по сути-то, и нет — построенная за счет государственного бюджета Мемориальная мечеть на Поклонной горе, входящая в его юрисдикцию, невелика и куда менее котируется среди московских и в целом российских мусульман, чем две вышеназванные. Самопровозглашенный в 1990-е годы муфтият Гайнутдина может постичь судьба возникшего тогда же и таким же образом при выходе из канонической церковной структуры Киевского Патриархата на Украине, с которым многие еще недавносвязываливесьма масштабные и честолюбивые надежды.

Юридические основания для возвращения Соборной и Исторической мечетей в ЦДУМ во главе с уфимским верховным муфтием имеются. Эти мечети изначально с момента постройки находились в ведении данного муфтията, существовавшего под менявшимися названиями начиная с 1788 года. 29 января 1994 года в составе ЦДУМ было образовано Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЦЕР), председателем которого со званием муфтия был назначен настоятель Соборной мечети в Москве (с 1988 года) Равиль Гайнутдин. А уже 23 сентября того же года Гайнутдин, уже два дня как смещенный главой ЦДУМ со своего поста, выводит ДУМЦЕР из юрисдикции канонического муфтията и провозглашает его под названием независимым муфтиятом под наименованием Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР). В состав этого нового самопровозглашенного муфтията, глава которого быстро подружился с Юрием Лужковым, где "пряником", а где и "кнутом" переводились уже существующие мечети. В марте 2000 года Гайнутдин взял под свой контроль Историческую мечеть на Большой Татарской улице, что сопровождалось насильственными действиями. Утром 29 марта 2000 года, как сообщил СМИ Фуат Юсупов, бывший руководитель религиозного общества "Байт-Аллах" (связанного договором с Исторической мечетью), 50 человек в гражданской одежде, возглавляемых помощником Гайнутдина Дамиром Гизатуллиным, "ворвались в здание мечети, не предъявив никаких административных документов, захватили здание мечети, избили управляющего делами, отобрали ключи и угрожали расправой всем остальным членам общины". (За несколько лет до этого мечеть уже пытались захватить таким же грубым образом — осенью 1996 года уже упоминавшийся выше г-н Ниязов попытался выставить из мечети на улицу законного имама Махмуда Велидова, московского муфтия от ЦДУМ, что сопровождалось кулачной дракой прямо в культовом здании.) В итоге всех этих событий законный муфтий Москвы от ЦДУМ Махмуд Велидов в 2000-е годы оказался вытеснен в расположенную на окраине Москвы мечеть "Ярдям", построенную татарским миллионером Ряшитом Баязитовым.

Фото: AP

Однако в конце прошлого года маятник истории завертелся в обратную сторону, что было связано с фиаско муфтия Гайнутдина в деле объединения российских мусульман под своим началом и провалом строительства мечети Совета муфтиев в Текстильщиках, где эта организация в уже привычном грубом ключе общения вступила в открытый и в итоге неудачный для себя конфликт с местными жителями. 21 декабря прошлого года муфтий Чувашии и первый зампред ЦДУМ Альбир Крганов сообщил "Интерфаксу" о том, что канонический уфимский муфтият на пленуме своего президиума 7 декабря возобновил деятельность Духовного управления мусульман Москвы и европейского региона России, того самого, существовавшего в 1994 году в структуре ЦДУМ ДУМЦЕР, выведенного из ее подчинения Гайнутдином. Требование о возвращении в юрисдикцию этой организации ранее "уведенных" у нее мечетей Москвы — вполне логичный шаг в восстановлении его деятельности в столице.

Автор Влад Владимиров
Влад Владимиров — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру. Специализируется на международных и религиозных темах. *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить