Перед концом света все христиане объединятся?

Экуменисты приближают приход антихриста?

Экуменизм, или движение к единству всех христианских конфессий, на протяжении всей истории своего существования является апокалиптической страшилкой для православных зилотов и сладкой мечтой для людей либеральных взглядов. А стремятся ли сами христианские Церкви к объединению и устранению существующих между ними преград в виде догматов и канонов?

Тема экуменизма постоянно всплывает в православных СМИ. Особенно любят ее всяческие ультраконсерваторы и прочие "ревнители истинной веры". Экуменизм для них — это страшилка о том, что все христианские религии механическим путем сольются в одну квазиконфессию, в этой мешанине сотрется Православие и вот тут-то и настанет глобальный конец всему, а то и приход антихриста.

С завидным постоянством такие "ревнители чистоты веры" хаживают "с рогатиной" на нынешнего Патриарха. Мол, "филокатолик, экуменист, ведeт Церковь в бездну". На покойного Алексия II также совершались регулярные "набеги" по экуменическим делам. Последней из таких "акций" была публичная и агрессивная кампания экс-епископа Диомида. Для него, впрочем, вся эта бурная деятельность закончилась весьма печально. Расколом.

Читайте также: Экуменисты дискредитировали слово "экуменизм"

У экуменического движения в нашей стране, между тем, есть своя непростая история. И если в общих чертах понять, как и для чего в Русской Церкви появился экуменизм, можно увидеть, зачем экуменическая деятельность нам сейчас.

Начинать стоит с советского прошлого. И с легендарной фигуры митрополита Никодима (Ротова). Его церковная деятельность пришлась на период "тихого гонения на Церковь". Тихими эти гонения можно назвать с изрядной долей условности. Велись они в первую очередь именно методом громкой пропагандистской атеистической кампании. Но самое главное, что отличало эти гонения, которые пришлись на правление Хрущева и, частично, Брежнева, — отсутствие прямых массовых репрессий.

Действовали по-другому. Во-первых, пропагандировали атеизм, во-вторых, закрывали храмы, монастыри, немногочисленные оставшиеся духовные школы, уничтожали места паломничества. Все это под видом "волеизъявления советских граждан".

В этой обстановке единственным фактором, сдерживающим давление на Церковь со стороны Советской власти, было "мнение международной общественности". Как можно было склонить это мнение на сторону Церкви? Правильно, выходить на международный уровень. А Православной Церкви в тот период это можно было сделать только через экуменическое движение.

Фото: AP

Так в Ленинградской духовной семинарии и академии появился "иностранный факультет", где учились сначала студенты из дохалкидонских африканских церквей, а позже и представители иных христианских деноминаций, потом в ЛДА стали преподавать католические богословы. Именно благодаря этому школа не была закрыта. Русская Церковь в рамках того же курса на самосохранение вступила во Всемирный Совет Церквей. Все эти процессы, так или иначе, координировал тогдашний глава отдела внешних церковных связей, владыка Никодим.

Одним из учеников митрополита был и нынешний Патриарх. В этом контексте совершенно не удивительно, что до патриаршестваКириллзанимал пост главы ОВЦС, или, как его неофициально именуют, "церковного МИДа". Понятным образом "связи по экуменической линии" остались с тех самых советских времен. Но тут возникает законный вопрос, а зачем все это теперь? СССР больше нет, прямого государственного (да и косвенного тоже) давления на Церковь не осуществляется. И, спрашивается, зачем нам сдались все эти "еретики и схизматики"?

Дело здесь вот в чем, экуменизм бывает разный. Во-первых, никто (ну, наверное, за исключением клинических случаев) из экуменистов не стремится "к механическому объединению всех христианских конфессий в одну". Во-вторых, есть прямо осуждаемые Церковью попытки ряда экуменистов составлять совместные богослужения, совместно участвовать в "межконфессиональных таинствах". Такие проекты, тоже та еще религиозная клиника.

Но в целом, в чем суть адекватного экуменизма для Русской Православной Церкви? В миссионерстве. В возможности открыто и свободно свидетельствовать о своей вере среди христиан других деноминаций. Да, благодаря за эту возможность, Православная Церковь оказывает ответную любезность, приглашая специалистов по межхристианскому диалогу для лекций в наши семинарии. Как, например, в случае с сотрудником папского совета по содействию христианскому единству, иезуитом Миланом Жустом, который в феврале этого года прочел лекцию в Институте Кирилла и Мефодия. Кстати, "ревнители истинной веры" уже высказались по этому поводу вполне определенно в негативном ключе. Забыв при этом тот факт, что патер-иезуит читал лекцию на отделении внешних церковных связей. То есть, фактически познакомил с собой будущих церковных дипломатов, которым с ним еще работать.

В данной сфере, в области межхристианского диалога, все несколько тоньше, чем представляется многим искренним, но слишком страстным ревнителям чистоты Православия. Мир меняется, так или иначе межрелигиозные отношения (в той или иной форме) неизбежны. И лучше уже сейчас искать те сферы (социальные, культурные, исторические, например), где возможен конструктивный диалог. Для того чтобы потом не было совершенно лишних в деле миссии и катехизации проблем у нашей Русской Православной Церкви.

Фото: AP
Есть и еще один фактор, стимулирующий диалог нашей Церкви с католиками и протестантами. Русская Церковь уже давно и далеко вышла за пределы России. Вышла она и в Европу. Особенно очевиден этот факт стал после нашего воссоединения с РПЦЗ. А вот Европа живет по несколько иной религиозной логике, и то, что у нас считается миссией и катехизацией, у них может запросто сойти за прозелитизм. А потому и здесь необходим очень тонкий и выверенный диалог с иными христианскими конфессиями.

По сути, если абстрагироваться от сантиментов, экуменическое движение сейчас — это одно из мощнейших орудий в деле миссионерства за рубежом и в среде неправославных христиан. Конечно, если этим орудием умело и с умом пользоваться. Так зачем отказываться от такой возможности, во имя не чистоты, нет, а замкнутости Православия в самом себе? Мы же не секта, в самом деле, а инакомыслящие христиане для нас не "каста неприкасаемых".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Александр Чаусов
Александр Чаусов — журналист, кандидат исторических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *