Религиозные страсти по дресс-коду

Прошедшая на прошлой неделе в Подмосковье конференция Союза православных женщин дала новый толчок давней дискуссии о том, как подобает выглядеть благочестивой христианке. Более всего некоторых дам возмутила реплика о том, что с православной точки зрения вообще не важно, как одеваться — Христос даровал людям свободу, в том числе и в этом вопросе.

На конференции были подняты такие важные вопросы, как объединение православных христианок России, стран СНГ и Поместных Церквей. Обсуждались те проблемы социальной деятельности, которые требуют сегодня скорейшего разрешения: проблемы нравственного воспитания подростков в семье и школе, миссионерство в среде заключенных и помощь им в социализации, осмысление образа и роли православной женщины в современном обществе.

Как раз вопрос о внешности и дресс-коде православной женщины вызвал среди участниц встречи наиболее оживленную дискуссию.

Ольга Голосова, член правления "Союза православных женщин", главный редактор издательства "Лепта Книга", рассказала "Правде.Ру" о тезисах своего выступления и последовавшей на него реакции.

— Если доклады о вопросах нравственного воспитания и консолидации женщин в целом были встречены однозначно положительно, то мой доклад, посвященный формированию образа православной женщины в современных СМИ повлек за собой дискуссию. Дело в том, что сегодня у нас существует как бы два полюса журналистики — светский и православный. Единственная точка их соприкосновения в вопросах, связанных с образом православной женщины, заключается в том, что этот образ воспринимается слишком упрощенно. Как правило на страницах журналов и обложках книг мы видим даму или девицу, облаченную в русский народный сарафан и какой-нибудь головной убор — чаще всего, косынку (попадаются и кокошники). Больше ни о каких чертах сей дамы или девицы в образных средствах массовой информации не повествуется.

Для меня достаточно удивительно, хоть и показательно, что основным вопросом полемики стал вопрос о том, что должна носить женщина на голове в храме и может ли она носить брюки, а не вопрос о том, какой должна быть православная женщина, чтобы как можно успешнее осуществлять свою миссию, или говоря другими словами — нести нравственное и религиозное просвещение в общество. На мой взгляд, если Союз православных женщин желает интегрироваться в общество и приносить в нем какую-то пользу, необходимо озадачиться тем, чтобы входящие в него женщины миссионерствовали не русскими народными костюмами, и даже не брюками, а милосердием, любовью и терпением.

Читайте также: Почему Церковь признала брюки женской одеждой

Мы не можем превращать храм в этнографический музей. Ведь смысл нашего миссионерства не в том, что все должны носить русский национальный костюм, а в том, что Христос воскрес и даровал людям свободу и спасение от греха. И свободой этой нужно уметь пользоваться. Это не означает, что одежда должна быть безнравственной. Это означает, что православие не сводится ни к одежде, ни к кулинарии, ни к милым сердцу обрядам крашения яиц, ни к освящению яблок на Преображение. Православие — это религия Воскресшего Христа, Который освободил нас от смерти. И вот этого в проповеди православных средств массовой информации нет. Все заслоняет проповедь этнографических элементов и какой-то псевдокрестьянской аутентичности, народного обрядоверия и бесконечного обсуждения того, что можно кушать в пост.

Маргинализация начинается с того, когда вера сводится к обряду, одежде и стремлению оградиться от общество специальным внешним видом. Мы проповедуем не Христа Воскресшего, а сарафаны и косынки.

Никто не спорит с тем, что женщина в храме покрывает голову, а мужчина — обнажает. Речь идет о том, что, формируя образ женщины, СМИ часто забывают о главном — о задачах и целях деятельности женщин, их мисси в формировании общества. А чтобы быть обществу хотя бы понятным, следует все же соблюдать некоторые культурные нормы. И в этом нет ничего кощунственного. Хождение в деловом костюме не противоречит религии, но приход в офис в сарафане вряд ли приблизит коллег ко Христу.

Во многих средствах массовой информации, например, в журнале "Славянка", огромное место отводится проповеди аутентичного костюма. Ну почему не проповедовать, например, костюм института благородных девиц? Почему девушки по определению должны быть крестьянками? Почему они не могут быть барышнями? Тем более, что крестьянская одежда была взрощена на языческой символике, и по сей день сохраненной в вышивках и в покрое. Тем более, в наше время крестьянская культура не подлежит реанимации хотя бы потому, что исчезло и крестьянство и крестьянский быт. Кто будет пахать на тракторе в сарафане или в нем убирать картошку?

Это и есть маргинализация образа христианина, который со страниц СМИ предстает ревнителем не веры, любви, нравственности и мужества, а ревнителем старины, то есть того, чего уже нет.

Международная научно-практическая конференция "1100 лет под Покровом Божией Матери" прошла в Спасо-Влахернском женском монастыре в поселке Деденево Дмитровского района Московской области. Ее организатором выступила Международная общественная организация "Союз православных женщин", созданная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и действующая при поддержке Всемирного Русского Народного Собора и Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. В ней приняли участие учёные, священнослужители и общественные деятели столицы, российских регионов и республик СНГ, а также Латвии, Литвы и Чехии.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить