Пора женских именин

Нравится нам это или нет, но святых жен гораздо меньше, чем мужчин. На некоторые дни в церковном календаре не выпадает ни одного женского имени. Однако последние два дня сентября на Руси издавна называют "всесвятные бабьи именины". 29 и 30 сентября (16 и 17 по старому стилю) день Ангела празднуют женщины, носящие имена, которые воспринимаются как исконно русские, хотя прославившие их святые — Людмила, Вера, Надежда, Любовь и София — жили далеко от наших земель.

Святая мученица Людмила, благоверная княгиня Чешская, жила в IX-X вв. Ее почитают одной из небесных покровительниц Чехии, а судьба Людмилы во многом сходна с судьбой покровительницы русской земли — святой равноапостольной Ольги. Происхождение и точная дата рождения обеих точно неизвестны, обе они приняли христианство в зрелом возрасте, среди первых в своем народе, обе рано овдовели и были правительницами при своих детях, а затем воспитали замечательных внуков, так же прославленных в лике святых.

Людмила, дочь Славибора, воеводы одного из племен Богемии, родилась около 860 г. В возрасте примерно 14 лет по политическим соображениям ее выдали замуж за чешского князя Борживоя из рода Пршемысловичей. Борживой пользовался милостью своего сюзерена, великоморавского князя Сватоплука, от которого получил титул "князя всех чехов" и земли, на которых позднее была основана столица нынешней Чехии Прага. При дворе Сватоплука Борживой и Людмила приняли святое крещение от святого равноапостольного Мефодия, став первыми христианскими правителями чешских земель. Супруги многое сделали для просвещения своего народа — строили церкви, приглашали священников и переписчиков священных книг, как могли боролись с языческими обычаями.

После смерти мужа Людмила осталась правительницей при малолетнем сыне Спытигневе. Ей удалось не нарушить добрые отношения с моравским князем и удержать власть для своих сыновей. Другая крайне важная заслуга Людмилы в том, что она сохранила в Чехии славянское богослужение. Хотя после смерти святого Мефодия и изгнания из Моравии его учеников Богемия попала под влияние Римской церкви, богослужение на славянском языке продолжалось в Чехии вплоть до начала XII в.

Крест вдовства Людмила несла с достоинством. Спытигневу и сменившему его на троне младшему брату Вратиславу она давала мудрые советы, не стремясь при этом к власти. Людмила много помогала бедным и больным, отдавала свои личные средства на строительство новых церквей. Она пользовалась любовью и уважением — как знати, так и простых людей. И это сильно раздражало невестку Людмилы Драгомиру, происходившую из языческого племени лютичей. Зная жестокий и властолюбивый нрав супруги, Вратислав поручил воспитание своего главного наследника Вацлава (Вячеслава) матери. При Драгомире остался младший сын Болеслав — будущий убийца своего брата.

Еще при жизни Вратислава Людмила удалилась от притеснений невестки в замок Тетин, где жила с Вацлавом, воспитывая его в духе христианского благочестия. После смерти мужа, приняв регентство, Драгомира подослала к Людмиле убийц. В ночь на 16 сентября 921 г. двое придворных со своими подручными ворвались в дом Людмилы и задушили княгиню ее же головным убором.

Чтобы еще больше унизить покойную свекровь, Драгомира распорядилась похоронить ее у городской стены. Каждую ночь на могиле мученицы чудесным образом появлялась зажженная свеча, а некий слепец прозрел, едва прикоснувшись к могиле. Придя к власти, Вацлав перенес останки Людмилы в Прагу, в базилику св. Йиржи (Георгия). Ее почти сразу стали почитать как святую, множество чудес произошло по молитвам у ее гробницы, однако официальная канонизации святой Людмилы состоялась лишь в 1100 г.

Святые мученицы сестры Вера, Надежда, Любовь и их мать София жили в Италии, почти на восемь столетий раньше святой Людмилы. София, благочестивая христианка, чье имя в переводе с греческого означает "премудрость", дала дочерям имена главных христианских добродетелей и прилагала все усилия, чтобы воспитать девочек в соответствии их именам.

Надежных исторических сведений о мученицах не сохранилось, об их подвиге мы знаем лишь из житийников VII-VIII вв. В русский "Пролог" житие мучениц попало из греческого источника, причем их греческие имена Пистис, Элпис и Агапе были заменены русскими эквивалентами — уникальный случай в агиографии.

Известно, что после смерти мужа София с дочерьми поселилась в Риме. Слухи о красоте и благочестии девочек (Вере на тот момент было 12, Надежде 10, а Любови — 9 лет) быстро разнеслись по округе. София и ее дочери открыто исповедовали веру во Христа. Наместник области Антиох доложил об этом императору Адриану, гонителю христиан, который призвал вдову с детьми к себе. Понимая, зачем их ведут к императору, София старалась укрепить дочерей в вере, возрастить их упование на Небесного Жениха Христа. Идя ко двору, святые горячо молили Христа о ниспослании им сил, чтобы они с честью могли встретить муки и смерть.

Призывая к себе сестер по очереди, Адриан тщетно убеждал их отречься от Христа и принести жертвы языческой богине Артемиде. Тогда император приказал жестоко истязать их: мучениц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь давал им силы вынести пытки. Младшую сестру Любовь привязали к колесу и били палками, пока ее тело не превратилось в сплошную кровавую рану.

Но даже после всего перенесенного святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Их мать Софию подвергли более страшной пытке: ее заставили смотреть на мучения дочерей, рассчитывая, что она уговорит их отказаться от Христа. Однако София напротив убеждала девочек вытерпеть мучения до конца. Все три святые девы с радостью встретили свою мученическую кончину — они были обезглавлены.

Чтобы продлить душевные муки святой Софии, ей разрешили забрать тела дочерей. Похоронив мучениц за городом на высоком месте, она три дня не уходила с их могилы, молясь об их упокоении, после чего отдала свою душу Господу. Римские христиане погребли ее тело рядом с дочерями. В VIII в. мощи мучениц были перенесены в Эльзас и помещены в монастыре на острове Эшо.

Мы можем обращаться в молитве к нашим небесным защитницам и покровительницам, но, к сожалению, лишены возможности поклониться их святым мощам. Монастырь в Эшо после французской Революции был продан с торгов, превращен в трактир, а потом разрушен. Мощи мучениц бесследно исчезли. В конце XIX в. монастырская церковь св. Трофима была восстановлена, а в 1938 г. туда были привезены из Рима лишь две оставшиеся частицы мощей св. Софии.

Мощи св. Людмилы хотя и были украдены в XII в., вскоре чудесным образом вернулись в Прагу. Однако в настоящее время доступа к ним нет. Базилика св. Йиржи превращена в музей, капелла св. Людмилы, где находятся мощи мученицы, закрыта для посещений, и попасть туда до недавнего времени можно было лишь раз в году, в день ее памяти, когда у раки служится католическая месса. Представителям Чешской православной церкви удалось с большим трудом добиться возможности совершать литургию и читать акафист в день памяти святой по юлианскому календарю. А так хочется надеяться и верить, что когда-нибудь мощи святых вернутся к верующим.

Святые мученицы, молите Бога о нас!…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Татьяна Ивашкова
Татьяна Ивашкова — регент в Храм святителя Николая (Левашово). Внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Темы жилье
Обсудить