Крестный ход у невидимого монастыря

Где находится в Москве памятник Пушкину, знает каждый, однако мало кто сегодня вспомнит, что до 1928 года здесь находился удивительной красоты Страстной монастырь, давший название площади и бульвару. В праздник Страстной иконы Божией Матери, которая была главной святыней и монастыря, на месте разрушенной обители совершаются крестный ход и молебен.

Вечером 26 августа около 300 человек прошли крестным ходом от храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, где хранятся основные святыни разрушенного монастыря, до Пушкинской, бывшей Страстной площади. Затем на ступенях кинотеатра "Пушкинского", на месте, где раньше находился престол главного монастырского храма, они прочли акафист перед иконой Божией Матери Страстной. Многие при этом держали в руках зажженные свечи.

Затем православные дважды обошли крестным ходом всю бывшую территорию Страстного монастыря. Возглавил шествие настоятель храма Успения в Путинках протоиерей Алексий Гомонов. Крестный ход проследовал до храма Успения, где его встречали колокольным звоном.

"Это большой праздник, это монархический праздник. В день памяти Страстной иконы Божией Матери цари династии Романовых крестным ходом шли из Кремля в Страстной монастырь и участвовали здесь в богослужении", — рассказал "Правде.Ру" Виктор Милитарев, член совета "Бородино-2012", одного из организаторов крестного хода.

По его словам, "особо знаменательно для прошедшего молебна и крестного хода то, что были изготовлены иконы новомучеников: одного священника и двух инокинь Страстного монастыря".

"Я прикладывался к иконе преподобномученицы Веры, просто пронзает ощущение ее непосредственного присутствия. Все-таки новомученики очень нам помогают", — рассказал он.

Страстной монастырь был основан в XVII веке на том историческом месте, где с почестями встречали чудотворную Страстную икону Божией Матери, перевезенную в русскую столицу из Нижегородской области. Страстная икона Божией Матери, прославившаяся исцелениями больных, называется так потому, что на ней рядом с Богородицей изображены два ангела с орудиями страданий — "страстей" Христовых — копьями и крестом.

Старинная легенда, связанная с этой иконой, повествует, что в старину в селе Палицах Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, которая была одержима "беснованием": совершенно помешанная, она бегала от людей, скиталась по лесам и не раз пыталась наложить на себя руки. Однажды, придя ненадолго в себя, она стала проникновенно молиться Божией Матери, прося избавить ее от этого бедствия и дала обет уйти в монастырь в том случае, если она выздоровеет. Получив долгожданное исцеление, Екатерина совсем забыла о данном обете и стала жить обыкновенной, полной суеты, мирской жизнью. И один раз на молитве она вдруг вспомнила о своем обещании. На нее напал такой ужасный страх, что от душевного потрясения она слегла в постель. Ночью Екатерина услышала, что кто-то у дверей ее комнаты тихо читает молитву, а потом дверь открылась, и к ней вошла Пресвятая Богородица в багряном одеянии, вытканном золотыми крестами. Она обратилась к больной: "Екатерина! Почему ты не исполнила обета в иноческом чине служить Сыну Моему и Богу? Иди же теперь, возвести всем о Моем явлении тебе и скажи, чтобы живущие в мире воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты; пребывали бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почитали бы воскресные и праздничные дни, посвященные имени Господню и Моему".

Екатерина не исполнила повеления Богородицы, опасаясь, что ей никто не поверит и примут за сумасшедшую. Видение повторилось еще дважды, а на третий раз она была сильно наказана за свое малодушие: ее парализовало, рот искривился, головаобратилась в сторону, и женщина впала в полное расслабление. Вскоре она была помилована. Снова во сне Екатерина услышала таинственный голос, повелевавший ей немедленно идти в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у которого находился написанный им образ Божией Матери, рассказать ему о чудесных явлениях и, собрав именем Пресвятой Богородицы семь серебряных монет, отдать их иконописцу для украшения этого образа. "Когда ты помолишься перед этим образом с верою, то получишь исцеление сама и многие другие", — добавил голос. Екатерина исполнила этот наказ, и, помолившись перед иконой, действительно получила исцеление. С тех пор у образа Божией Матери начали совершаться многие чудеса и исцеления.

Прославившуюся чудесами Страстную икону решили перенести в Москву — и 26 (13) августа 1641 года ее торжественно встречал царь Михаил Федорович со свитой и духовенством на главной московской улице Тверской, или Царской, как прежде она еще называлась. На том месте, где была встречена икона, у Тверских ворот Белого города, царь велел "возградить церковь камену", во имя Страстной иконы, и праздник ей определили тот августовский день, когда икона была торжественно доставлена в Москву. А в 1649 году набожный царь Алексей Михайлович повелел основать тут Страстной "девичий" монастырь. Он и дал дореволюционное название площади Тверских ворот, — Страстная, а потом и местного бульвара. Свое старомосковское имя Страстная площадь носила до 1932 года.

В 1812 году войска Наполеона расположились в монастыре "на постой". Интервенты разворовали и осквернили монастырь — не только святотатством, но и расстрелами, казнями, допросами сопротивлявшихся москвичей, а один храм и вовсе был обращен в магазин.

В октябре, когда армия Наполеона спешно покинула Москву, именно в стенах Страстного монастыря был отслужен первый в городе благодарственный молебен Христу Спасителю о чудесном спасении Москвы и об избавлении от нашествия иноплеменных. Также, согласно московскому преданию, именно с колокольни Страстного монастыря в Москве раздался первый звон после ухода неприятеля.

В начале 1919 года кельи Страстного монастыря были заняты Военным комиссариатом, через несколько месяцев монастырь упразднили. Художники-авангардисты расписали его стены кощунствами. Некоторое время в кельях по соседству жили оставшиеся монахини и… студенты из общежития "Коммунистического университета трудящихся Востока". В 1929 года в стенах бывшего монастыря открылся Центральный Антирелигиозный Музей.

В 1937 году строения монастыря были снесены "в ходе реконструкции улицы Горького".

В середине 2000-х годов власти города Москвы объявили о планах реконструкции Тверской площади. На месте снесенного монастыря планируется строительство подземного паркинга на 1000 автомобилей.

С 2006 года ряд общественных организаций — "Бородино-2012", "Пушкинская площадь", Комиссия "Старая Москва", Союз православных хоругвеносцев, "Народный Собор", Русское общественное движение (РОД) — выступает против строительства подземной парковки и развлекательного центра и за восстановление Страстного монастыря на историческом месте. По мнению защитников исторического облика площади, если этот проект осуществится, фундамент будет уничтожен, а заодно с ним "выпотрошен" и богатый культурный слой. А ведь там есть слои и Белого города, и Земляного города, и оставшиеся от старых московских кварталов, относящихся ещё к XVI веку.

Общественное движение объединило верующих и неверующих людей, архитекторов-профессионалов, краеведов и просто неравнодушных москвичей. В настоящее время собрано около 40000 подписей за восстановление Страстного монастыря.

 

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить