Петров пост: традиция или модернизм?

"В этом году пост после Пятидесятницы стал таким же по объему, как Великий пост, — и там, и там по сорок с лишним дней… Это есть некий модернизм", — заявил в эфире авторской передачи "Со своей колокольни" на телеканале "Столица" протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, известный миссионер.

Хотя отец Андрей и оговорился, что не призывает "к тому, чтобы… пересматривать нынешнюю церковную традицию соблюдения Петрова поста", но просто советует "мягче относиться к тем православным христианам, которые по тем или иным причинам этот пост не смогут соблюдать во всей его строгости", его слова вызвали широкое обсуждение в интернет-СМИ и блогосфере.

Протодиакон Кураев напомнил, что еще в VI веке церковные каноны осуждали это как ересь квадразимитов, четыредесятников, то есть тех, кто считал, что надо поститься дважды в году по сорок дней, поскольку Христос якобы распинался дважды. Поэтому даже в VI веке считалось, что многодневный пост может быть только один раз в году.

Редакция "Правды.Ру" попросила священника Миладина Митровича, клирика Сербской православной церкви и выпускника Московской духовной академии, подготовить справку об истории Петрова поста и традициях его соблюдения в разных поместных Церквах.

Петров пост стал широко известен только в первой половине IV столетия. Отсутствие точных исторических данных не позволяет достоверно воспроизвести историю его возникновения. Однако согласно Священному Преданию этот пост был установлен во время правления византийского императора святого Константина Великого, а его повсеместное распространение связано с событием воздвижения храмов в честь святых апостолов Петра и Павла в Константинополе и Риме. Освящение константинопольского храма совершилось именно в день памяти апостолов 29 июня (12 июля по новому стилю), и с тех пор этот день стал особенно торжественным во всем христианском мире. Высокий авторитет самых близких учеников Христа способствовал тому, что практика Апостольского поста вошла в богослужебную жизнь всех Православных Поместных Церквей и соблюдается до наших дней.

Во время поста верующие усиливают молитву, как активно посещая церковные службы, так и увеличивая домашнее молитвенное правило. Что касается принятия пищи, этот пост не является слишком строгим, а пища в целом может быть не столь простой и аскетичной, как, например, во время Великого поста. Больным и слабым, детям и беременным разрешается уменьшить постное правило по их силам.

Устав каждой Поместной Православной Церкви немного отличается. Так, согласно уставу Русской православной церкви рыба разрешается по субботним, воскресным и праздничным дням, а по понедельникам, средам и пятницам следует воздерживаться также от вина и масла. Однако на практике мирянам разрешается есть рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.

В Болгарской Православной Церкви разрешается употреблять в пищу морепродукты, а от рыбы следует воздерживаться только по средам и пятницам.

Если русский паломник попадет в сербский или греческий монастырь, его могут удивить наличие рыбных блюд и морепродуктов за трапезой. Действительно, климат и близость к морю южнославянских народов наложили свой отпечаток на местные церковные традиции: уставы Сербской и Греческой православных церквей в этом отношении более просты и позволяют есть рыбу, морепродукты и вино. В Греции даже разрешаются молочные продукты и яйца.

Читайте также: "Запреты в Церкви носят педагогический характер"

Монастырский устав в Сербии во время этого не столь строгого поста не отличается от устава для мирян. Также в отличие от Русской Церкви, где устав един для всех монастырей, сербские монастыри наделены автономией и могут вводить свои собственные правила. Во время Петрова поста в Сербии популярны несколько национальных блюд: жареная форель, запеченная фасоль с айваром (овощная икра из баклажан, красного болгарского перца и лука).

Православная Церковь испокон веков подчеркивала духовное значение поста как лекарства от плотских страстей и оружия против греха. Однако в глазах современного человека понятие поста зачастую искажено, расплывчато и не имеет прямого отношения к христианскому мировоззрению.

Пост, как временное ограничение в еде и добровольное воздержание от вредных привычек, на протяжении веков являлся не только достоянием христианской Церкви, но и другихрелигий. В древности он служил для укрепления телесной дисциплины и подготовки религиозных ритуалов. В настоящее же время пост нередко воспринимается как диета, ставящая своей целью улучшение здоровья и фигуры. Однако в христианской Церкви соблюдение поста всегда имело другой смысл и являлось средством борьбы с греховностью.

Для православных христиан соблюдение поста — одно из необходимых и даже радостных событий в жизни. Согласно церковному учению, пост сам по себе не цель, а лишь средство для достижения высших религиозных целей: он укрепляет, освящает и умножает духовные силы человека.

Период поста — благоприятное время, когда каждый верующий должен переосмыслить свое духовное состояние: свои поступки, духовные отношения с Богом и другими людьми. Пост, согласно учению Церкви, неотъемлемо связан с молитвой и покаянием, только с помощью которых возможно искоренение душевных страстей, таких как ненависть, злые намерения, зависть, злоба, гордость и прочие.

Поэтому для достижения истинных целей поста Церковь рекомендует верующим нести этот подвиг с исключительно христианскими представлениями. Любовь к посту как богоугодному делу, его тщательное соблюдение не позволят человеку сойти с верного пути, ведущего в Царствие Небесное. Только истинный пост делает человека способным к истинному общению с Богом, очищает его душу и дает все новые и новые благодатные силы для его нравственного преуспеяния.

Все противящиеся посту в действительности не признают ясное и важное правило, внесенное Господом Иисусом Христом в систему человеческого спасения: пост усиливает молитву, молитва и пост укрепляют веру, а вера все невозможное делает возможным.

Читайте также в рубрике "Вера"

Автор Миладин Митрович
Миладин Митрович — кандидат богословских наук, внештатный автор Правды.Ру, руководитель Центра Балканских исследований в НГЛУ
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить