Ребенка крестили. Как потом причащать?

Каждый праздник, воскресный, а порой и будний день в любом православном храме можно наблюдать длинную очередь из мам и бабушек, реже — отцов с детьми на руках, следующих ко Святой Чаше. Крестив свое дитя, все они услышали совет: "А теперь приносите причащать". Но как это сделать, когда и зачем? Об этом рассказал священноигумен Феогност (Пушков), кандидат богословия, клирик Украинской православной церкви Московского патриархата.

Евхаристия — Жертва и Трапеза Христа, которую Он предлагает нам. На этой Трапезе Он даёт Себя нам в пищу, дабы мы жили и существовали Им, в Свете Его Присутствия. Без участия в Евхаристии немыслима жизнь в Церкви, без Евхаристии нет Церкви.

Но если трапеза есть выражение любви того, кто её накрывает, то и участие в трапезе без ответной любви преступно. На трапезу Христа невозможно "согнать". Человек сам должен жаждать и алкать этой Небесной Пищи. Это, к слову, является и ответом на вопрос: "А сколько раз в месяц причащаться"? А сколько хочешь, только лишь бы это "хотение" было выражением всего существа, всей горячей любви. Когда есть такое желание, то и вопроса не возникает, так как жажда богообщения не знает пресыщения. Если мы пресытились, значит, перестали любить. Преступно приступать к Евхаристии без этого внутреннего чувства любви и жажды встречи с Богом.

Если таково условие участия в Трапезе Христа, то как быть с Причастием детей?

Если ваш ребенок — совсем кроха

Как и в случае с Крещением, Причастие младенцев основывается на их участии в жизни Церкви по вере Церкви, выраженной в лице восприемников (иначе именуемых "крёстными родителями"). Эта вера — не абстракция, а живое и реальное переживание взрослыми людьми религиозной истины, исповедуемой Церковью. Эти люди берутся донести — на уровне поступков, слов и примера — эту истину до детей. Они берут на себя ответственность за привитие младенцам основ религиозности. Младенец — существо весьма чуткое. И хотя он лишен "сознания" в нашем понимании этого смысла, у него существует богатый внутренний мир подсознания, его внутреннее самосознание, хотя еще и не дифференцировано, но "работает" на непостижимом для нас уровне. Ребенок в состоянии "бессознательного бытия" впитывает окружающую его среду, как губка. Именно в это время формируется психика ребенка, закладываются черты его характера. И в это время важно всё, что его окружает — поступки родителей, их слова, эмоциональный фон в семье. Ребенок, не умея "понять", подсознательно ощущает боль и переживания родителей.

На этом фоне важна религиозная атмосфера в семье. Чтобы Евхаристия и молитва для этого ребенка стала в будущем действительно желанной и любимой реальностью, он должен чувствовать молитвенную атмосферу своих родителей, всей своей семьи. Многие, "принося детей к причастию", а сами стоя в храме ровным счётом как дикари, потом задают вопрос: "Почему наши дети так кричат, когда мы их несём к причастию"? Да потому что их родители сами не понимают, для чего они принесли своих детей в храм и чего они сами тут забыли! Я уже не первый год служу в сане священства и имею возможность наблюдать, что, когда родители сами глубоко воцерковлены, сами регулярно причащаются, их дети ведут себя в храме как ангелы. Потому что религиозность впитывается с молоком матери — не только в переносном, но и в буквальном смысле этой фразы. Семья, по мысли христианских писателей древности, "малая Церковь", то есть, ячейка Церкви (советские социологи часто любили повторять, что семья — "ячейка общества" — по сути, терминология взята из христианского взгляда на семью). Христианская жизнь не терпит формализма. Христианская Церковь — это Семья Христова. Ей надо жить, а не "забегать изредка", чтобы вложить в уста младенцев Божественные Таинства и убежать снова к своим грехам и заблуждениям. Христианство начинается с изменения сознания. Когда младенцы чувствуют "отсутствие души" в поступках родителей (а они это чувствуют), они начинают протестовать против этой фальши. Они протестуют не против Бога и Таинств. Они протестуют против того, ощущение святости чего им не привили своим примером родители. Они протестуют против бездушия. Играть в религию недопустимо. И дети против такой игры, когда видят, что в эту игру играют родители.

Что делать? Известное дело: воцерковляться всей семьёй. Или, по крайней мере, начинать воцерковляться матери (если другая половина не соглашается идти путем религии). Родители дома должны ежедневно совершать свои молитвы к Богу, читать Слово Божье — даже в присутствие маленьких детей. Молиться о них в их же присутствии. Но главное, чтобы все это делалось с душой, от сердца. Тогда и будет создаваться духовная среда в семье. И эту духовную среду будут впитывать души детей. Родители могут передать детям свою любовь к богослужению, молитве. Дети тоже почувствуют это.

Если малыш задает вопросы

Все чаще и чаще сталкиваюсь с оторванностью жизни наших прихожан от Церкви, с оторванностью Евхаристии от реальной духовной жизни нашего народа. Евхаристия не воспринимается большинством причастников как та встреча со Христом, которую они постоянно ждут, жаждут и которой живут. Они, в большинстве своем, даже не знают, для чего они причащаются и Чего (Кого) они причащаются. Массовая тотальная профанация особенно чувствительна на причастии детей, которых приводят "благочестивые бабульки" к Причастию со словами "сейчас батюшка сладенькое лекарство даст". Бывают такие ситуации, что священник просто теряет дар речи. Из личного опыта хотелось бы привести два случая. В первом случае бабушка ведёт внучка и увещает: "Ты ротик открой, а батюшка тебе микстурку даст", на что проворный внучек отвечает чуть не с руганью (в тоне явного отторжения): "А я что, не могу дома из бутылки микстуру выпить? Чего ты меня сюда притащила?". Пришлось прямо у Чаши "заградить уста" старой наставнице юного поколения, а отроку задать вопрос:

— Ты в Бога веришь?

— Не уверен.

— А чего ж ты сюда пришел?

— Так вот она (показывает на свою бабушку) притащила.

Причащать его, естественно, не стал. Ибо такое причастие не только ему на пользу не пойдёт, но еще в детской душе заложит основы протеста против религии.

Другой случай закончился, правда, отрадней. Тоже бабушка привела отрока лет 8-9 причащаться "сладенького медку", и тоже был вопрос: "А чего мне дома меду не дали?" Но мальчик оказался весьма проворным и любознательным. Пока я причащаю грудных младенцев, слышу, как отрок проворно бабушке возражает: "Это же храм, ты мне что-то говорить не хочешь, почему? Я уже взрослый, и я хочу знать, что это тут дает батюшка". Но вместо здравого религиозного ответа, идущего от любящего сердца, со стороны старушки последовал ответ, словно его породило каменное бесчувствие: "Тебе это не обязательно знать, ты, главное, покушай это, а потом вырастешь — узнаешь". Опять я отстраняю в сторону эту наставницу, а мальчику прямо у Чаши провожу первое поучение о Таинстве:

— Ты в Бога веришь?

— Верю, и даже молюсь, как умею.

— Молодец. А вот здесь, в Чаше, Дар Христа — это Его Таинства, приобщение к Его Жизни, к Его Телу и Крови. Знаешь кто такие доноры?

— Да, в школе говорили, они кровь сдают для других.

— Ну так вот, самый совершенный и самый настоящий Донор — Христос, Он отдал всю Свою жизнь, чтобы мы ее принимая в Себя, жили Им.

— Здорово! И мне можно принять То, что Он дал тебе в эту Чашу?

— Конечно, можно!

Как подготовить детей к Причастию

  1. Несомненно, начинать надо с воцерковления и духовного образования родителей. Необходимо осознать нужду в воцерковлении их собственной жизни. Они же часто относятся к Церкви не как к семье, а как к аптеке: пришел, заплатил, получил рецепт — выдали лекарство. Эту патологию и аномалию сознания необходимо исправить. Вся семья может вместе подготовиться к Причастию и причаститься на воскресной или праздничной службе. Ежевоскресное причастие — норма для верующих. На первых порах, конечно, младенца можно принести к Причастию в будние дни, придя не к началу службы, а к концу (с грудным младенцем). К примеру, многие мои знакомые многодетные семьи поступают так: в воскресенье мама с грудными детьми сидит дома, а отец с теми, что постарше, идёт в храм и причащается, а в понедельник мама несёт младенцев в храм и причащает их. Сама же она причащается в субботу (или в другой день недели, когда у мужа выходной, и он сидит с детьми — и это речь о многодетных семьях).
  2. У римо-католиков существует очень хорошая традиция: они готовят ребенка к первому причастию. Проводят беседы, учат молиться и рассказывают о Тайной Вечере, о Крестных страданиях и о Воскресении Христа. Я по этому вопросу специально советовался с католическими священниками. Спрашивал: "Может быть такое, что ребенок прошел без подготовки?". На что получил ответ отрицательный, потому что священник спрашивает у ребенка о вере перед первым причастием, спрашивает, прошел ли он катехизацию. И только если родители сами очень воцерковленные, эти беседы могут быть сведены к 15-минутному диалогу священника с ребенком. Священники родителям ставят это в обязательное условие — подготовку к причастию детей на этом уровне. Несомненно, если родители воцерковляются, когда ребенку уже лет 5-7, то такая беседа возможна именно перед его первым причастием.
  3. Если же ребенок с рождения введён в пространство церковной жизни, то родителям просто следует "нащупать" тот возраст, когда ребенок уже вполне может "понимать", вступать, так сказать в диалог с родителями. В этом возрасте следует выдержать "паузу" перед причастием ребёнка, причём, так, чтобы ребенок помнил свое предыдущее причастие, и задавал вопрос: "Когда меня поведут к причастию"? Желательно было бы, чтобы он сам озадачился этим вопросом. И вот когда он задаст такой вопрос, ему следует ответить, что он теперь уже должен подготовиться к причастию, потому как раньше — когда он был еще совсем малышом — ему можно было причащаться без подготовки. А теперь, когда он садится за стол, он должен сам мыть руки, а когда идет к Причастию, должен подготовиться к нему. Тут даже необходимо подчеркнуть, что он стал взрослее. Своё сознательное участие в Евхаристии он должен пережить как момент взросления (а для ребенка это очень важно — ощущать свой взросление). И в его сознании навсегда отложится ассоциация с тем, что взросление неразрывно связано с сознательным участием в богослужении. Развитие должно быть гармоничным, и чуткие объяснения основ веры и молитвенной жизни должны сопровождаться личной глубокой религиозностью наставника этого ребенка. И ребенок будет воспринимать как неотъемлемые этапы взросления, привитые ему уроки нравственности, культуры и религиозности.

Фото привью: obitel-st-elisaveta.ru

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *