Почему Луганск не поддержал Донецк в создании Малороссии

18 июля сенсационная новость облетела информационные агентства мира: в Донецке глава ДНР Александр Захарченко заявил об учреждении нового государства Малороссия. Это решение было принято на заседании с участием делегатов Донецкой и Луганский народных республик, а также 19 регионов Украины.

По словам главы ДНР, столицей Малороссии становится город Донецк, Киев остается историко-культурным центром без статуса столичного города. Необходимо будет ввести в стране чрезвычайное положение на три года. Реакция Луганска была, мягко говоря, сдержанной. "Руководство ЛНР не было извещено о планах по созданию этого образования, — заявил полпред ЛНР Владислав Дейнего. — Мы не готовы рассматривать его как нечто, требующее внимания. Пока поднимать такие вопросы несвоевременно".

В Охотном ряду также подвергли сомнению своевременность заявления Александра Захарченко. Председатель комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников заявил: "Заявление Захарченко об учреждении государства Малороссия можно понять по-человечески, но не с точки зрения минских соглашений по урегулированию ситуации на востоке Украины".

Реакция Европы была резко отрицательной. Сразу ряд государств осудил заявление Захарченко. "Мы считаем неприемлемым заявление руководства непризнанной ДНР об учреждении нового государства Малороссия и ждем от России осуждения этого шага", — говорится в заявлении правительства ФРГ.

Как в Кремле оценили заявление Александра Захарченко? Должна ли Россия попытаться сблизить позиции Донецка и Луганска в вопросе Малороссии? Нужно ли Москве поддержать Малороссию или, напротив, дистанцироваться от решения Донецка, чтобы не осложнить процесс реализации минских соглашений и переговоры в рамках нормандского формата, в программе "Диалоги" обсудили обозреватели "Правды.Ру" Айдын Мехтиев и Дмитрий Нерсесов.

— Глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко объявил об учреждении нового государства Малороссия не вне, а внутри границ Украины. Получается, что это государство становится правопреемником Украины, только столица перемещается из Киева в Донецк.Председатель народного совета ЛНР Дмитрий Дегтяренко опроверг участие официальных представителей Луганской народной республики в заседании представителей 19 регионов Украины в Донецке. Он заявил, что "на данный момент целесообразность подобного шага — объявления Малороссии — вызывает большие сомнения". Почему руководители ДНР даже не удосужились позвонить в ЛНР, чтобы все согласовать?

— Весьма вероятно, что объявление проекта "Малороссия" — это пробный шар. Пока нет никаких официальных документов, даже проекта конституции. Все фактически ограничивается только одной идеей, которая была заявлена руководством Донецкой народной республики.

В ЛНР говорят, что никто не был поставлен в известность о готовящихся действиях. Но сомневаюсь, что все так и есть на самом деле. Не думаю, что между Донецкой и Луганской республиками существует какая-то хитрая игра, когда один что-то делает, не говоря другому. Эти непризнанные республики находятся сейчас не в той ситуации, чтобы заниматься подобными играми. Они вместе сидят в одной лодке, и так или иначе им надо решать все проблемы сообща.

В действительности здесь идет игра несколько иного плана. Мне кажется, что этот проект высвечивает одну из возможных перспектив, а само заявление Захарченко скорее всего стало реакцией на действия Киева, а конкретно — на принятие закона о реинтеграции Донбасса.

Вполне возможно, что он погорячился, поспешил. Может быть так, что сегодня Донецк предложил такого рода инициативу, а завтра Луганск предложит уже что-нибудь другое. Я бы отталкивался от той констатации, с которой выступил господин Захарченко: ситуация зашла в глухой тупик, и необходимо найти какие-то принципиально новые выходы.

И я бы не стал утверждать, что это все является непродуманностью или какой-то игрой воображения. Нет, все это достаточно серьезно. Будем смотреть, как дальше станет развиваться ситуация.

— Реакция Европы вполне предсказуема. Например, официальный представитель МИДа Франции Агнес Ромате-Эспань сказала, что "заявление о провозглашении Малороссии предает сам дух переговоров в нормандском формате". Представитель ДНР в контактной группе по Донбассу Денис Пушилин сообщил, что создание Малороссии — это пока лишь идея, политических задач в этом направлении перед парламентом ДНР не стоит. Как вы оцениваете реакцию?

— Да, это всего лишь идея. Но последовала реакция из Франции и из Германии. Эти страны участвуют в минском процессе; понятное дело, что они негативно отреагировали на идею Захарченко. И весьма симптоматично, что и Париж, и Берлин обратились в Москву с просьбой также отказаться от поддержки этой инициативы и предпринять какие-то действия, направленные на сохранение минского процесса.

Я считаю, что это как раз очень позитивный результат, так как он заставил и Париж, и Берлин вернуться к тезису о нерушимости минского процесса. Ясно, что теперь Москва имеет все основания говорить, что мы поддерживаем нерушимость минского процесса, нерушимость всех форматов, которые там выработаны, что готовы поработать в соответствующем направлении и с ДНР, и ЛНР.

Но господам из Парижа и Берлина также нужно поработать с Киевом, чтобы он все-таки полностью уважал все условия и все те договоренности, которые были достигнуты. Теперь имеются основания для того, чтобы напомнить, что в Минске было принято решение о децентрализации, об особом статусе регионов Донбасса, об экономическом развитии, о восстановлении банковской системы и финансовой системы. Киев до сих пор это все игнорирует. Либо не принял соответствующие законы, либо не имплементировал, то есть не ввел в силу уже принятые законы. Франции и Германии нужно плотно поработать с Украиной над тем, чтобы в дальнейшем не было ситуаций, подобно той, что возникла 18 июля.

Читайте также:

Скидывай сапоги — власть меняется: вместо Новороссии будет Малороссия

Владимир ГРОМОВ — о государстве Малороссия и войне с Украиной

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *
Редактор Юрий Кондратьев
*