Люди не хотят платить за некачественные услуги ЖКХ — Артем КИРЬЯНОВ

Объем задолженностей за услуги жилищно-коммунального хозяйства в России составляет 1,34 трлн рублей. Об этом заявил министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень. Для решения этой проблемы он предложил отказаться от посредников и позволить владельцам квартир заключать договоры на обслуживание напрямую с поставщиками. Но в этом ли причина? Из-за чего произошла такая ситуация? Может, население просто отказывается в полном объеме платить за некачественные услуги недобросовестных управляющих компаний? Может, причина в том, что ЖКХ-чиновники, рядовые слесари и сантехники ведут себя как цари мира, и коррупционная составляющая в этом секторе зашкаливает? Для читателей "Правды.Ру" эксклюзивное тематическое интервью дал Артем Кирьянов, первый заместитель председателя комиссии по общественному контролю Общественной палаты РФ.

— В чем проблема? Не в том ли, что население просто отказывается в полном объеме платить за некачественные услуги недобросовестных управляющих компаний? Добавлю, что и закон у нас на стороне управляющих кампаний. Если чем-то недоволен и три месяца не платишь — подадут в суд. А в целом и общем сервис остается на прежнем уровне. Вторая половина суммы от обнародованной задолженности числится за предприятиями и предпринимателями. Почему государство не может с ними разобраться? Юридические лица имеют грамотных адвокатов и надежно прячутся в бюрократических лазейках?

— Я бы разделил два вопроса. Во-первых, не так много людей систематически не платят; то есть мы говорим о том, что таких людей у нас не больше 6% от общего числа владельцев недвижимости. Во-вторых, иногда статистика упускает тот момент, что люди платят не каждый месяц. Соответственно, накапливается задолженность, потом она оплачивается с учетом пени, штрафов и т. д. Поэтому здесь я бы не стал все мешать в кучу, говоря о том, что физические лица, население — злостные неплательщики. В подавляющем большинстве они платят за коммунальные услуги.

И совсем другое дело, что лицензирование управляющих организаций в сфере ЖКХ, конечно, пока не дало своих результатов. Качественного улучшения не произошло, но я бы здесь связал эту историю все-таки с борьбой с монополизмом. Потому что как можно лишить управляющую организацию лицензии, если она обслуживает половину города и является, например, еще муниципальным или государственным предприятием, не очень понятно. Это большая проблема. На сегодняшний день этот механизм, который есть только на бумаге, применить нельзя по определению.

Здесь надо все-таки подумать о том, чтобы дополнительно улучшить сервис именно муниципальных и государственных компаний, которые обслуживают дома, создавать конкурентную среду, в том числе активно задействовать механизмы общественного контроля. Есть такое специальное постановление правительства, которое говорит об общественном контроле именно в сфере ЖКХ; я думаю, что это направление, когда граждане, руководители ТСЖ, инициативные группы, вместе с общественными палатами всех уровней смогут в оперативном режиме контролировать действия управляющих организаций. Это, конечно, правильно. Возможно, мы значительно быстрее приблизимся к тому уровню сервиса, исполнения своих обязанностей, который нам необходим.

— А если говорить про рядовых сотрудников… Cлесари, сантехники уже с оттопыренными карманами приходят домой оказывать услуги. То якобы у них не хватает материалов, докупите, то если личными вложениями не отблагодарить, сделают так, что не обрадуешься. Чиновники из ЖКХ ведут себя как цари мира. Коррупционная составляющая в этом секторе зашкаливает. Проблема не решается, а тарифы повышают из года в год. Это явно людям надоело.

— Не надо давать денег. Любая взятка всегда является договором двух сторон. Если вы точно понимаете, что вам должны оказать те или иные услуги, за которые вы заплатили в определенном объеме, то, соответственно, как с вами торговаться? А если вы решаете, что вы чего-то не доплатили, так это ваша вина. Не надо обижаться на то, что с вас что-то просят, а вам нечего возразить. Просто вникать надо в ситуацию.

Можно обращаться к руководителям, в жилинспекцию с жалобой на то, как сотрудники той или иной организации ведут себя неправильно. В целом, это все вопросы жизненные, а не теоретические. Мы сами нередко коррупционеров провоцируем и плодим. Надо разбираться, быть грамотным и знать свои права и обязанности. Как каждый конкретный человек строит свою жизнь, такие люди и получаются.

— То есть в ситуации с высокими долгами за ЖКХ дело не в обнищании населения, как пытаются подать заинтересованные силы?

— Эта проблема из года в год одна и та же. Не вижу какой-то динамики именно по росту задолженности. Потому что мы всегда говорили о том, что если не доплачивать 5% от общего количества по дому, то через пять лет управляющая организация этого дома будет банкротом. Вот такая аксиома, связанная с теми финансово-экономическими условиями, которые сегодня есть.

Можно ее расшифровывать очень долго, но вопрос временной оплаты — это и вопрос ресурсоснабжающих организаций, и вопрос частного понимания того, за что и как платят граждане. Когда все работает хорошо — почему бы и не заплатить? Когда все работает не очень хорошо, можно себе позволить несколько месяцев устроить каникулы. Но эти каникулы все равно на кого-то лягут бременем кредитов и заимствований.

Автор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *