Игры с системой: что РФ может сделать к следующей Олимпиаде

Олимпиада, которой не было: как России победить систему

Олимпийские игры, в которых российские спортсмены участвовали в статусе "атлетов из России", позади. Результат мог быть лучше, но сейчас не об этом. Сейчас, когда ажиотаж поутих, настало время делать выводы — ведь впереди еще не одна Олимпиада, да и чемпионат мира по футболу, который пройдет в РФ этим летом, тоже вряд ли обойдется без проблем, учитывая явную тенденцию Запада политизировать большой спорт.

Что следует предпринять по итогам пхенчханских Игр и как взаимодействовать с международными спортивными организациями, "Правда.Ру" спросила политолога Леонида Крутакова. Он считает, что один из возможных эффективных выходов из кризисной ситуации — это создание альтернативы олимпийскому движению.

— То есть нам не следовало ехать на Олимпиаду?

— Если речь идет о моей чести, у меня отнимают мой флаг, мое имя, мою семью, мое право быть русским, я не поеду туда. Другое дело — почему наши чиновники ничего за это время не сделали? Есть масса национальных олимпийских комитетов, создали бы какое-то движение, объединились с китайцами. Там спорт против политики. Надо что-то делать.

— Владимир Путин извинился перед нашими спортсменами. На самом деле чиновники ничего не сделали, чтобы им помочь.

— Ничего. Каждый боялся за свое место. У победы много отцов, а у поражения всегда один. Виноват всегда руководитель. Кто был руководителем? Мутко. У каждой ошибки есть…

— Фамилия, имя и должность.

— Абсолютно точно. То есть если у людей нет персональной ответственности за результат их действий — значит, ему все дозволено. Вот в чем логика. Это же считывается всеми остальными. Дело даже не в Мутко. Все остальные видят, что можно так, и тебе ничего не будет.

— А что им должно быть?

— Ну как минимум отставка.

— Насколько я понимаю, надо было подать миллион исков, завалить ими все возможные и невозможные инстанции.

— Проблема есть в том, что МОК — это некоммерческая организация, и его правила распространяются как товарищеский суд. Подавать в суд на товарищеский суд — как бы "товарищи осудили"… Что тут юридически можно сделать? То, что вы, спортсмены, не получите рекламные контракты и гонорары, — это ваши проблемы. Это к вопросу о шоу.

— То есть все эти гигантскими бюджетами ворочает общественная организация, которая ни за что не отвечает?

— Конечно. Но когда надо, они отвечают. Когда надо было снять Блаттера с Платини и поставить своего, они быстро нашли какой-то контракт на семь миллионов евро — даже не коррупционный, а сомнительный с моральной точки зрения. И обоих убрали.

Все чиновники МОК и международного спортивного движения понимают, что все платежи и платежки можно поднять и посмотреть — кто, где, сколько, какой контракт сомнительный или не сомнительный. Есть компромат на любого. Поэтому Бах так себя и ведет, поэтому все чиновники так себя ведут.

А спортсмены, в том числе западные, — люди подневольные. У них и тренер — командир, и глава делегации — командир, и глава олимпийского комитета — командир: как они скажут, так спортсмен и будет реагировать, он никуда не денется. Это система, что с ней сделать? Тут вы либо принимаете правила системы, либо все-таки пытаетесь что-то сделать.

Я никого не осуждаю, но выбор каждый делает сам. Я уважаю тех спортсменов, которые отказались ехать на Олимпиаду, которые не приняли систему. Мне их позиция близка. Раз вас лишили страны — выбирайте. Для меня этой Олимпиады не было.

Автор Ольга Лазарева
Ольга Лазарева — выпускающий редактор Правды.Ру *
Обсудить