Россия — щит между Киргизией и Таджикистаном?

Большой резонанс среди экспертов вызвала выдвинутая на днях идея президента Киргизии Алмазбека Атамбаева разместить российские войска на киргизско-таджикской границе. Почему Кремль никак не отреагировал на эту инициативу? Может ли молчание Душанбе означать, что президент Таджикистана Эмомали Рахмон тоже далеко не в восторге от идеи своего киргизского коллеги? Значит ли это все, что Киргизия выступает против расширения российского военного присутствия в этой бывшей советской республике? Эти вопросы обсудили обозреватели "Правды.Ру" Айдын Мехтиев и Дмитрий Нерсесов.

— В ответ на предложение РФ увеличить контингент российских военнослужащих на российской авиабазе в Канте около Бишкека, которая имеет стратегическое значение, киргизский лидер предлагает разместить русских военных на границе с Таджикистаном. С Душанбе этот вопрос не согласован. Эмомали Рахмон хранит молчание. Москва тоже молчит. Почему Атамбаев вообще выдвинул такое предложение?

— На самом деле довольно странно, что господин Атамбаев так открыто рассказал об этой своей идее. С одной стороны, понять его, конечно, можно, поскольку он ссылается на действительно сложную обостряющуюся ситуацию в Афганистане, высказывая опасение, что Таджикистан просто не выдержит мощного напора со стороны Афганистана, ведь тогда и безопасность Киргизии может пострадать.

Однако почему-то господин Атамбаев ни словом ни обмолвился о российской военной базе, которая уже давно существует в Таджикистане и играет важную роль гаранта того, что нестабильность со стороны Афганистана не перейдет дальше на север. Мне кажется, что господин Атамбаев хотел бы таким образом решить с помощью российских военных несколько иные задачи и проблемы.

Какие? Здесь остается только гадать. Но, в принципе, можно предположить, что Атамбаев опасается перспективы нарастания некой нестабильности в среднеазиатском регионе. Водно-энергетические проблемы Средней Азии являются ключевыми для этого региона. На них накладывается огромное количество проблем, которые остались в наследство с еще досоветских времен.

В районах стыков границ Кыргызстана и Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана, Узбекистана и Таджикистана создаются зоны напряженности. Естественно, каждая из сторон хочет гарантировать стабильность на своих рубежах, тем более что регион переживает очень непростой политический момент.

Произошла смена власти в Туркмении, теперь в Узбекистане, старые правители уходят, Эмомали Рахмон в Таджикистане и казахстанский лидер тоже отнюдь не вечны. В этой ситуации Киргизия сейчас выглядит вроде бы более выигрышно, потому что там произошла смена власти не путем поколений.

В Кыргызстане была серия переворотов, но после выборов ситуация изменилась и стабилизировалась, страна встала на более демократический путь. Тем не менее стабильности и уверенности в будущем это не прибавляет. Поэтому стремление стабилизировать ситуацию с помощью России вполне понятно.

— До недавнего времени Киргизия играла на два фронта, поглядывала на Вашингтон и на американскую базу Манас. Некоторые аналитики выдвинули версию, что заигрывание с Западом все-таки может продолжаться. Если Киргизия является членом ОДКБ, то почему она боится увеличения контингента российских войск на базе в Канте? Ведь авиабаза играет на руку самому Кыргызстану, укрепляет стабильность, защищает весь регион от возможного прорыва границы со стороны террористов. В Киргизии смена власти происходила в последние четверть века регулярно, далеко не всегда конституционно. Некоторые круги внутри Киргизии с трудом скрывают свою антироссийскость, а Атамбаев их будет устраивать, скорее всего, до тех пор, пока там есть русские военные. Как вы считаете, какие реальные риски есть в самой Киргизии? Какие процессы там идут?

— Киргизское общество весьма сложное. На киргизском флаге изображена юрта и сполохи, похожие на солнечные лучи. Каждый из этих лучей солнца символизирует киргизское племя или клан. Возможно, именно поэтому там как раз и не прижился институт, который характерен для большинства других среднеазиатских республик, что есть стабильный лидер на все времена, вокруг которого формируется некая вертикаль власти и так далее.

В Киргизии, безусловно, есть пророссийские и прозападные силы, но я не думаю, что они очень уж укоренены в этом обществе, поскольку, естественно, прямого общения с Западом у киргизского народа никогда не было. Эти прозападные настроения представлены лишь некоторой частью интеллигенции, теми людьми, которые имеют какой-то опыт общения с Западом.

Также, конечно, не стоит забывать о прокитайских силах. Все это взаимодействует, работает, но я думаю, что общий вектор таков: киргизы ориентированы на то, чтобы иметь доступ к внешним ресурсам и помощи со стороны. Естественно, без этого очень сложно содержать небольшую республику в глубине Азии, экономика которой отнюдь не блещет достижениями даже при наличии весьма значительных природных богатств.

Все, что Атамбаев говорит о создании, развитии и укреплении собственной киргизской армии, конечно, очень правильно, потому что армия абсолютно во всех обществах во все времена была одним из атрибутов и одним из символов государственности. Если Киргизии удастся создать достаточно сильную единую армию, это очень поможет национальному строительству и укреплению самой Киргизии как общества и государства.

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *
Редактор Юрий Кондратьев
*
Обсудить