Старообрядчество: опыт выживания народа в экстремальных условиях

Старообрядчество: опыт выживания русского народа

"Правда.Ру" начинает серию передач, посвященных старообрядчеству и старообрядцам. Это удивительное явление, сохранившее себя в течение столетий, невзирая на гонения, представляет собой образец стойкости и умения выживать в самых непростых условиях, сохраняя при этом абсолютную преданность вере и заветам предков.

Старообрядческие общины разбросаны по всему миру, во всех странах русских старообрядцев ценят и глубоко уважают за трудолюбие, честность, трезвость, высокую нравственность. Как возникло старообрядчество? В чем его суть? Об этом в первой передаче нашего нового цикла рассказал историк старообрядчества Виктор Боченков.

— Недавно появилась информация, что правительство России готовит некую программу для освоения Дальнего Востока, рассчитанную на привлечение старообрядцев из зарубежных стран. В частности, намереваются расширить программу "дальневосточного гектара". Старообрядцы известны по всему миру как невероятно трудолюбивые, принципиально честные люди, которые способны своим трудом поднять и дать новую жизнь любой земле. Президент Владимир Путин уже встречался с иерархами Русской православной старообрядческой церкви и, видимо, обсуждал эти вопросы. Судя по всему, тема старообрядчества и отношений с ним уже становится на государственный уровень. Виктор Вячеславович, кто такие старообрядцы, какова их история? Как и когда возникло это явление, что стало его причиной?

— Прежде всего для старообрядческого миропонимания характерно непрерывное видение своей истории от самых первых веков христианства, а не с событий XVII века, связанных с расколом. Я считаю, что правильно называть его не расколом, а церковной и национальной трагедией, когда единый некогда народ распался на две части в силу определенных амбиций царя Алексея Михайловича, провозгласившего себя единственным православным царем на планете, когда пала Византийская империя.

В связи с этим была проведена унификация церковного обряда по греческим образцам того времени. Старый русский обряд, который пришел на Русь еще при князе Владимире, а потом как-то менялся, дополнялся, был объявлен еретическим и ничего не значащим.

Более 100 лет назад — 14 апреля 1914 года — был в Политехническом музее в Москве диспут о сущности старообрядчества. Тогда известный старообрядческий публицист Федор Ефимович Мельников дал свою характеристику этому религиозному направлению: "Старообрядчество — это вселенское православие, обрамленное в русскую национальную самобытность".

— Как развивалось старообрядчество? Почему наследники Алексея Михайловича не отказались от его реформ и не вернули все в прежнее состояние? Была ли возможность объединения и совместной реставрации единой церкви?

— Попытки были, но они не достигали цели, не давали результатов. При Петре I старообрядческий протест был уже окончательно подавлен, несколько сменилась и проблема видения персоны царя. Началась десакрализация царской власти. Государственность стала основным ориентиром.

Старообрядчество было объявлено вне закона. Известны указы царевны Софьи, по которым даже за недонесение и укрывательство тех, кто придерживался старых православных, дониконовских чинопоследований, предполагались очень строгие меры, вплоть до смертной казни. Было Соловецкое восстание, жестоко подавленное в конце XVII века. Петр I смотрел на это с просветительских позиций: старообрядцы, общежительство, монастырь, там молятся, работают, не мешают, ладно, пусть живут.

Впоследствии государственная политика в отношении старообрядчества то смягчалась, то ужесточалась, но принципиально не менялась. Считалось, что раскол неминуемо должен исчезнуть. Мы можем терпеть мусульман, католиков, иудеев, потому что они просто такие от самого рождения и не совсем наши, но старообрядцы должны быть объединены с господствующей православной церковью.

— На ваш взгляд, церковная реформа все-таки была нужна, это был прогрессивный шаг? Несмотря на раскол, полезного в ней было все-таки больше?

— Я не вижу, честно говоря, никакого добра в том, что было сделано. Когда единый некогда народ раскалывается на две части, можем ли мы назвать это каким-то добром? Это ослабление народа, большой удар по нему. Русский народ разбился на части в результате этих событий. И мы до сих пор не можем принять себя в качестве единой нации. Противоречия заметны, они сохраняются до сих пор.

— Но затем государство объединило все уже не религиозным, а гражданским образом. Реформа привела к формированию мощного государства.

— А зачем все это надо было? Бороды что, мешали Петру строить флот?

— А в чем принципиальные различия? Или только в бороде, троеперстии или двуперстии?

— Об этом можно рассуждать очень долго, сравнивая двуперстие и троеперстие: что это такое, что за этим стоит, какое содержание вкладывается в тот или иной жест, догмат, силу… Но можно ответить и коротко, чтобы не уходить в догматические глубины. У старообрядцев в приходе существует вертикаль снизу вверх: народ — священник — архиерей. Народ всем управляет и является силой, которая созидает свою церковную жизнь; она не строится указами сверху.

— В чем секрет стойкости старообрядцев?

— Думаю, что в особом самоосмыслении. Мы должны понимать, что церковь Христова — одна, и старообрядцы мыслят себя единственно верными сынами этой церкви. Они вынуждены жить просто, чтобы церковь не исчезла, иначе, согласно христианскому вероучению, наступит конец света. Старообрядчество — это опыт выживания русского народа в экстремальных условиях.

Беседовал Дмитрий Нерсесов

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *
Обсудить