"Будильник-шайба" для сонных водителей

Недавно датские ученые создали прибор, который может предотвратить аварию, вызванную тем, что водитель нечаянно заснул за рулем. Он представляет собой небольшую "шайбу" со светодиодными индикаторами. Это устройство следит за состоянием шофера и, если, по его мнению, тот начинает засыпать, сразу же подает резкий звуковой сигнал.

Проблема сна за рулем на первый взгляд может показаться надуманной, однако это не так. Согласно статистике, каждая пятая авария в Европе и третья в США происходит из-за того, что шофер засыпает в процессе вождения. В последнее время сон за рулем, к сожалению, стал обычным явлением и в нашей стране, поскольку многие россияне много работают, а это, в свою очередь, ведет к накоплению "недосыпа".

Не случайно этой проблеме посвящено много научных исследований и проектов. Так, ученые установили, что риск заснуть за рулем снижают синий свет и аромат цитрусовых. Тем не менее многие разработки достаточно сложно воплотить в жизнь. Как, например, добиться того, чтобы водитель все время был освещен синими лучами и при этом мог внимательно следить за дорогой?

И вот недавно исследователи из Дании представили новый прибор, который позволит избежать аварий, устраиваемых сонными водителями. Новый аппаратик Anti Sleep Pilot (ASP), созданный одноименной компанией, отличается от предшествующих проектов проработанностью биомедицинского подхода к оценке самочувствия человека, сравнительно простой реализацией, а главное — способностью заблаговременно предупреждать об опасной ситуации.

Читайте также: Ученые изобрели… волшебную палочку

Прибор представляет собой небольшую "шайбу", снабженную светодиодными датчиками. Ее рекомендуют устанавливать недалеко от рулевого управления в салоне автомобиля (чтобы до нее можно было легко дотянуться). Для монтажа "антисна" на приборную панель автомобиля приклеивается небольшой магнит, а к нему уже "прилипает" коробочка ASP, которую в любой момент можно снять. Питание прибору дает литиевый аккумулятор, который легко подзарядить с помощью особого переходника прямо в автомобиле.

На донышке приборчика имеется крохотная ручка, простым поворотом которой можно поменять персональную исходную настройку. Она важна для дальнейших корректных вычислений состояния человека. Для этого сразу же после покупки аппарата водитель проходит на сайте компании короткий тест, чтобы программа определила "персональный профиль риска".

Фото: AP

При этом владельца устройства просят ввести свой возраст, пол, индекс массы тела, типичное число рабочих часов в неделе и преобладающий тип поездок: обычные, "частные", или "бизнес" (скажем, если профессиональный водитель постоянно перегоняет куда-то фургоны с грузом). Также нужно указать типичную продолжительность ночного сна, число дорожных инцидентов за последние пять лет, которые произошли по вине тестируемого, и так далее.

После анализа двенадцати введенных параметров компьютер вычисляет для водителя общую степень риска заснуть за рулем (она выражена в баллах, от 1 до 8). После чего данная информация вводится в приборчик ASP. Самое интересное, что эти базовые данные в дальнейшем невозможно изменить. Если вдруг такая потребность возникла (например, дальнобойщик сменил работу и стал водителем VIP-клиента), то нужно покупать новое устройство и заново его программировать.

Далее, перед поездкой водитель сообщает приборчику о своей усталости, учитывая, сколько часов он уже бодрствует, принимал ли незадолго лекарства или алкоголь, как давно и сколько часов спал в последние три дня и т. п. Всего таких дополнительных факторов восемь, их устройство тоже будет учитывать при составлении прогноза засыпания в поездке. Для этого водитель отвечает на несложные вопросы мини-анкеты (она есть в инструкции к прибору) и по табличке выставляет себе оценку сегодняшнего риска заснуть за рулем. Результат (так называемый текущий статус, или степень усталости, измеряется в баллах, от 1 до 4) шофер указывает буквально одним движением пальца: на верхней поверхности прибора имеется линейный сенсор прикосновения, до которого следует дотронуться в месте, соответствующем нужному баллу.

В процессе поездки водитель должен через определенные промежутки времени отвечать на "тест", который устраивает ему ASP. Это умное устройство через равные промежутки времени проверяет реакцию шофера, эпизодически давая специальный сигнал (вспыхивающее оранжевое кольцо внизу корпуса плюс звук). Водитель должен немедленно прикоснуться к "пилоту", а прибор с высокой точностью засекает время реакции, чтобы сравнить его потом с результатом следующей проверки.

Интересно, что единичное игнорирование теста (человек вообще не дотронулся до ASP) еще ничего не значит. Прибор предполагает, что, возможно, дорожная ситуация не позволила водителю оторвать руку от руля, и назначает повторную проверку через 2-3 минуты. Но регулярное невыполнение тестов уже заставит крохотную машинку поднять тревогу.

Кроме того, прибор также учитывает время суток (по датчику измерения освещенности), а также время поездки, то есть часы и минуты, прошедшие с момента старта или последней длительной остановки, скажем, в придорожном кафе. Время аппарат отсчитывает сам, пользуясь встроенным акселерометром, рассказывающим о движении машины.

Фото: AP

Вся информация поступает с датчиков в аналитический центр ASP, который, пользуясь этими данными, составляет представление о том, насколько устал человек, находящийся за рулем. При повышении шанса заснуть в дороге устройство постепенно "наращивает" желтую индикаторную полоску, расположенную на корпусе сверху. Ну, а если, по его мнению, водитель сильно утомлен и риск заснуть за рулем весьма велик, то аппарат высвечивает на своем индикаторе красный кружок, а также дает резкий звуковой сигнал, говорящий о том, что дальнейшее движение опасно и нужно остановиться.

Создатели устройства утверждают, что сбоев в работе ASP не бывает. За последние три года они провели тщательные исследования, привлекая специалистов по сну и по дорожному движению, дабы разработать точный алгоритм определения риска заснуть за рулем. В результате во время испытаний устройство всегда точно определяло степень утомленности водителя и вероятность засыпания в процессе вождения машины.

Читайте также: Ученые создали термометр в виде… зеркала

Пока купить Anti Sleep Pilot можно только на родине устройства, но вскоре его обещают вывести на другие рынки, прежде всего в США. (Не зря инновация была представлена на выставке CES 2011 в Лас-Вегасе в начале января.) Разработчики сообщают, что цена электронного "стража" составляет примерно 250 долларов. По мнению изобретателей устройства, повсеместное использование ASP приведет к тому, что количество аварий, вызванных сном за рулем, сократится в десятки, а то и в сотни раз.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить