США продемонстрировали новый беспилотный аппарат-разведчик

"Шпион-головастик" выследит всех

В пустыне штата Невада в США с успехом прошли первые демонстрационные полеты беспилотного разведчика "Аргус". Он уникален тем, что представляет собой аппарат легче воздуха. По замыслу его создателей из "Уорд Сюрвилансе Групп", этот шпион сможет висеть над заданной точкой в течение нескольких дней и вести скрытное наблюдение, как днем, так и ночью.

Современные разведывательные летательные аппараты освоили практически весь диапазон высот от поверхности земли и вплоть до космических орбит. Спутники наблюдают из космоса. Беспилотные летательные аппараты "работают" на малых высотах до 3 километров. Самолеты-шпионы" и сверхвысотные дирижабли способны вести наблюдение и съемку с высоты в 20 километров. А вот как быть, если нам необходим постоянный мониторинг поверхности с высоты 3-6 километров. Какие аппараты заполняют эту нишу?

Оказывается, что сегодня в этой зоне летает пилотируемая авиация, как считают специалисты, ничего хорошего в этом нет, поскольку дело это дорогостоящее и хлопотное. А главное — обычные ЛА не способны висеть часами над одним и тем же местом и отмечать малейшие изменения там внизу! И вот поступило сообщение, что в пустыне штата Невада в США с успехом прошли первые демонстрационные полеты беспилотного разведчика "Аргус", который как раз и является таким вот средневысотным (3-6 километров) наблюдателем, а уникален он тем, что представляет собой аппарат легче воздуха.

Читайте также: Нановертолет с одной лопастью

По замыслу его создателей из "Уорд Сюрвилансе Групп", он сможет висеть над заданной точкой в течение нескольких дней и вести наблюдение, как днем, так и ночью. Для этого на "Аргусе" подвешено около 14 килограммов всевозможных камер, сенсоров и систем связи, чем он и напоминает древнегреческое божество, тысячеглазого стража Аргуса, в честь которого его и назвали.

"Мне сверху видно все, ты так и знай!" — кто не помнит слов этой популярной песенки из кинофильма военных лет "Небесный тихоход". И это действительно так! С каждым километром высоты площадь обзора увеличивается, однако необходимость в специальных длиннофокусных и, кстати, очень дорогих объективах для точечной съемки растет. А ведь наблюдение за земной поверхностью может быть направлено на выявление на ней не только крупногабаритных объектов, таких, как танки и автомобили, но и людей-одиночек, допустим, тех же смертников-самоубийц, пробирающихся с грузом взрывчатки к намеченному для взрыва объекту.

Увидеть их с большой высоты будет сложнее, чем со средней. Вот почему нужда именно в таком аппарате, по мнению американских военных, весьма и весьма велика и он найдет свое место в системе беспилотных аппаратов-разведчиков. Однако первое, что привлекает внимание в новом БПЛА, — это, конечно, его экзотический внешний вид. Дирижаблями в небе сегодня особо никого не удивишь, дирижабли "сегодня возвращаются".

Однако "Аргус" менее всего похож на традиционный дирижабль, а больше всего напоминает огромного вертлявого головастика, почему-то парящего в небе. По словам разработчиков, такая форма обеспечивает повышенную стабильность полета и маневренность, в том числе при сильном ветре и вообще в неблагоприятных погодных условиях. Дело в том, что специфика земной атмосферы такова, что на каждой из высот ветер дует по-разному.

"Совсем-совсем наверху" — это мощные, но достаточно стабильные воздушные потоки, а вот на средних высотах, вполне возможно очень сильная турбулентность. При этом потоки воздуха буквально швыряют летательный аппарат, чего даже самая жесткая конструкция может не выдержать. Из опыта использования дирижаблей известно, что именно так погиб целый ряд аппаратов жесткой системы. К тому же они очень дороги, как по себестоимости, так и в эксплуатации.

Поэтому вся конструкция "Аргуса" состоит из ряда модулей, которые могут менять положение друг относительно друга, реагируя на команды автономной бортовой системы управления. Для достижения оптимальных аэродинамических характеристик, в зависимости от текущих условий регулируется также и жесткость их соединения. То есть это отнюдь не дирижабль с жесткой гондолой, а динамически изменяющаяся конструкция, готовая в любой момент адаптироваться к изменениям обстановки.

Естественно, что гибкая, модульная надувная конструкция делает "Аргус" ещё и очень компактным при перевозке и удобным для использования даже в самых сложных географических районах. В отличие от аппаратов более привычных форм, ему не требуется ни взлетно-посадочных полос, ни рабочих ангаров, ни качественной инфраструктуры для запуска и приземления. Все это заменяет пара большегрузных автомобилей с запасом легкого газа .

Новый разведчик рассчитан на то, чтобы, оставаясь в полете целыми днями, собирать информацию для нужд военных и других государственных институтов, и в режиме реального времени передавать ее на землю. Впрочем, это отнюдь не пассивный аппарат, подобный аэростату заграждения периода Второй мировой войны: по команде оператора он может самостоятельно перелететь в другое место, соответственно сместив в сторону и точку наблюдения.

Читайте также: Быстрота и компактность в одном… вертолете!

Наконец, он практически невидим для радаров, так как по уверению его разработчиков, единственной частью нового ЛА, которая отражает радиоизлучение, является грузовой отсек с разведывательным оборудованием, размещенный в носовом модуле. Ну, а стрелять по нему из тех видов оружия, что находится на вооружении различного рода бандформирований и армий "стран третьего мира" это только лишь зря расходовать боеприпасы!

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру