Разработана подвижная модульная платформа ТЕМП

Гуманитарную помощь доставят в ТЕМПе

Недавно американское агентство ДАРПА разработало подвижную модульную платформу ТЕМП для работы в прибрежных районах суши и моря во время природных или техногенных катастроф. Эта платформа может не только плавать по морю всего лишь при помощи одних гусениц, но и еще нести на себе множество контейнеров с необходимыми в районе бедствия грузами.

Мы уже неоднократно писали об изобретениях ДАРПА — американского агентства по разработке перспективных видов самой различной техники, включая оборонные технологии. Многие из них носят коммерческий характер либо являются техникой двойного предназначения. И в том, и в другом случае это, как правило, разработки самого необычного характера либо усовершенствования вполне обычных систем, наделяющие их совершенно неожиданными качествами.

К таким разработкам, в частности, относится и проект ТЕМП. Целью работы над этой "платформой" являются исследование и разработка модульных технологий и модульных систем, которые могут быть использованы Международной организацией по стандартизации транспортных контейнеров для морских перевозок.

Главная идея проекта заключается в предоставлении гуманитарной помощи и оказании содействия странам, пострадавшим от различных бедствий, через широкие прибрежные районы вне зависимости от местной инфраструктуры и при этом с использованием обычных коммерческих контейнеровозов. Проект позволит освободить военные корабли для выполнения других боевых задач. ДАРПА завершило первый этап программы, в рамках которого были разработаны четыре основные модульные системы для стандартных 20-футовых или 40-футовых контейнеров.

Читайте также: Четвероногий робот поможет солдату

Однако изюминкой проекта является создание принципиально нового транспортного средства для того, чтобы перегружать на него грузовые контейнеры прямо в море с палубы корабля на борт. Транспортер этот называется СААТ и имеет оригинальный гусеничный движитель, позволяющий ему одинаково хорошо двигаться как по воде, так и по суше.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление и пояснить, что хотя гусеничные машины могли плавать с 1919 года, используя при этом гусеницы для движения по воде, а многие танки-амфибии не имеют гребных винтов и также движутся по воде за счет перемотки гусениц, реально они могут поднять только сами себя. Есть гусеничные транспортеры, способные перевозить более тяжелые грузы, в частности, американские машины серии LAV. Но и они стандартные грузовые контейнеры принимать не могут.

В данном случае такую машину наконец-то создать удалось, причем изначальная идея очень проста и будет лучше всего пояснить ее на примере… детской модели-игрушки. Представьте себе, что у вас имеется детский игрушечный вездеход и вам требуется сделать его плавающим. У него есть резиновые гусеничные ленты, которыми в принципе он может "молоть воду", но как при этом сделать его водоизмещающим настолько, чтобы он мог перевозить большой груз, а не только сам себя?

Оказывается, если подумать, то очень и очень просто! Вы просто меняете рифленые гусеничные ленты на полосы гладкой резины такой же длины, на которые либо резиновым клеем, либо при помощи болтиков и гаек от детского "конструктора" прикрепляете обыкновенные… спичечные коробки, пропитанные изнутри и снаружи нитрокраской. То есть именно они будут у вас играть роль и траков, и одновременно понтонов, то есть одним выстрелом мы сразу убиваем двух зайцев. Ну, а если на их внешнюю поверхность еще и наклеить водоупорную наждачную бумагу, то вездеходные качества возрастут еще больше и ваша машина не будет скользить при выходе из воды на берег даже на мокрых прибрежных камнях.

На оригинальной машине роль спичечных коробков выполняют заполненные воздухом понтоны, что позволяет новому транспортному средству перевозить контейнеры высоко над водой и доставлять их прямо на берег. По сравнению с воздушной системой доставки грузов, этот транспортер имеет низкую стоимость, а также очень высокую проходимость и может передвигаться не только по воде, но и по болоту и по песку.

Читайте также: Арктику наводнили айсберги-шпионы

Благодаря всей этой совокупности свойств новая машина-амфибия рассматривается как перспективное транспортное средство для дальнейшего развития в интересах поддержки различных военных миссий в самых разных точках земного шара.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить