Тайна мозга: почему дорогое вино кажется вкуснее

Разве может разлитое из одной бочки или бутылки вино отличаться своими вкусовыми качествами? Оказывается, все зависит от того, сколько это вино стоит. Дорогостоящая бутылка вина больше приходится нам по вкусу. Однако если получить ее в подарок, наш мозг мгновенно посылает сигнал: "Какую-то отраву по заоблачной цене мне преподнесли". Таковы хитрости нашего мозга.

Нейробиолог Дэвид Иглмен в своей книге "Инкогнито: Тайная жизнь мозга" написал, что у каждого из нас внутри спрятана сложная система механизмов. У каждого из органов своя задача. Все они работают сообща и справляются с задачами без какого-либо сознательного вмешательства со стороны человека.

Из всех органов мозг — самое сложное творение бога. Мозг состоит из миллиардов специальных клеток, каждая из которых взаимодействует с тысячами других, и все они непрерывно передают серии электрических сигналов каким-то непонятным во многом образом. Из этой кажущейся неразберихи рождается сознание: наше ощущение себя, думающего, чувствующего, принимающего решения индивида. Сознание берет на себя роль той личности, которая находится позади наших глаз и принимает важные решения, — в частности, когда перейти дорогу и куда сходить пообедать.

Согласно результатам многочисленных психологических исследований, мы почти ничего не знаем, что происходит в нашем мозге. Подобно другим органам, мозг в первую очередь занимается поддержанием нашей жизни, и для этого ему, как и остальным, менее таинственным частям организма, не требуется интенсивная помощь с нашей стороны. Все происходит скрыто, вне нашего сознания и без нашего контроля.

Наше восприятие, мысли, убеждения, наш выбор — все это формируется в процессе скрытой деятельности мозга. Для объяснения этого вводящего в заблуждение феномена придуманы различные метафоры о том, что мы осознаем и контролируем все то, что происходит у нас в мозге. Как выразился Дэвид Иглмен, "ваше сознание — ребенок, пробравшийся на борт трансатлантического парохода: он собирается проплыть весь маршрут, не ведая о существовании огромных механизмов под палубой".

Социолог Джонатан Хайдт сравнил сознание с человеком, сидящим на спине слона: натягивая поводья, человек может упросить и убедить слона идти в том или ином направлении, но к концу дня слон захочет пойти, куда ему вздумается, и ничего тут не поделаешь: он намного крупнее нас. Психолог Даниэль Канеман, одним из первых начавший изучать скрытые предрассудки и стереотипы, описал разделение обязанностей между нашими сознательными и бессознательными психическими процессами на простейшем примере из мира кинематографа. Если вдруг (что маловероятно) по этой книге снимут фильм, в котором оба режима мышления будут играть свою роль, то сознание, по мысли Канемана, "будет второстепенным персонажем, который считает себя героем".

Совместное исследование немецких и французских ученых выяснило, на какие авантюры способен человеческий мозг и с какими конкретно участками мозга связаны так называемые центры удовольствия. "Прежде всего, центр удовольствия в мозгу человека значительно сильнее активизируется, когда имеет дело с более высокими ценами, и таким образом, очевидно, усиливаются вкусовые ощущения", — пояснил результаты исследования исполнительный директор Center for Economics and Neuroscience (CENs) университетской клиники Бонна (UKB) Бернд Вебер.

Журнал Science Reports опубликовал результаты исследования, в котором приняли участие 30 добровольцев (15 мужчин и 15 женщин). Средний возраст участников эксперимента по дегустации вина, а точнее по выявлению работы человеческого мозга, составлял примерно 30 лет. Людям, находящихся в аппарате для магнитно-резонансной томографии, сначала называли стоимость продукта, который они должны были попробовать, и лишь потом им дозволялось хлебнуть вина. После полоскания рта нейтральным, не имеющим вкуса и запаха средством участникам снова предлагалось попробовать и оценить вино.

Ничего не подозревающим подопытным предлагали одно и то же вино, каждый раз перед приемом называя более высокую стоимость продукта. Сначала добровольцы отведали вино якобы за три евро, потом наступила очередь вина по цене шесть или восемнадцать евро за бутылку. По окончании дегустации всем участникам эксперимента предлагали оценить вкусовые качества отведанного напитка. Ожидания исследователей полностью оправдались: добровольцам больше понравилось якобы более дорогое вино.

Эксперимент полностью подтвердил, что при упоминании о высоких ценах сильнее активировались прежде всего лобная доля головного мозга и вентральный стриатум ("центр вознаграждения"). Сначала, как полагают исследователи, идет сопоставление разных цен и вместе с тем связанное с ним ожидание, в заключение же оказывается задействован центр удовольствия и мотивации.

Как полагает Лиана Шмидт из Insead Business School во французском Фонтенбло, человеческий мозг вполне горазд выделывать подобные штуки и даже обманывать наши вкусовые ощущения. Исследователи назвали этот феномен эффектом маркетингового плацебо. Единственное, чего все-таки не может сделать наш мозг, так это обмануть нас, если вместо качественного продукта нам подсунут какое-нибудь совершенно низкопробное пойло.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Темы лобня
Обсудить