Мексиканские археологи нашли алтарь ацтекского бога Тлалока

Ацтекский бог Тлалок очень любил детей

Недавно мексиканские археологи нашли валун, напоминающий своей формой кукурузное зерно. Иероглифы на его поверхности говорили о том, что этот камень был алтарем ацтекского бога дождей Тлалока. Данное божество, от милости которого зависел урожай, весьма почиталось во всей центральной Мексике, однако его алтарь целиком ученые находят впервые.

Честно говоря, с сохранностью культурного наследия ацтекам сильно не повезло. Когда в 1521 году войска под предводительством Кортеса взяли штурмом их столицу, город Теночтитлан, они почти полностью уничтожили его, а из оставшихся камней построили здания новой столицы Мексики — города Мехико. Именно поэтому мы плохо представляем себе, как выглядели храмы, дворцы и жилые постройки этого народа. Других крупных городов ацтеки создать не успели, поэтому сейчас мексиканским археологам приходится нелегко: когда они находят артефакты той далекой эпохи, им просто не с чем их сравнивать.

В этом отношении ольмеки, майя, теутихуаканцы и тольтеки оказались более везучими: многие их города сохранились в хорошем состоянии и под рукой ученых всегда есть образцы архитектурных сооружений этих народов. А вот с памятниками ацтекской цивилизации гораздо сложнее. Поэтому любой предмет ацтекской эпохи, найденный исследователями доколумбовых цивилизаций Америки, немедленно вызывает массу вопросов и сомнений.

Много вопросов возникло и по поводу найденного недавно в черте города Куаутла (штат Морелос, Мексика) огромного валуна (около пяти метров в диаметре), который был обнаружен во время строительства супермаркета. Ученые сразу же обратили внимание на то, что на поверхности камня сохранились следы обработки. Да и его форма показалась достаточно странной: если смотреть сверху, он напоминает кукурузное зерно.

Читайте также: Зачем майя прятали нефритовые топоры?

Очистив поверхность камня, археологи обнаружили, что он весь покрыт иероглифами. Специалисты по древним языкам установили, что это знаки письма ацтеков. Проведенный позже изотопный анализ показал, что они были нанесены примерно в XIV-XV веках, то есть во время расцвета ацтекского государства. Характер надписей говорил о том, что археологам посчастливилось найти алтарь, посвященный одному из важнейших богов ацтекского пантеона — Тлалока (дословно — "заставляющий расти"), который считался богом дождя и грома, а также сельского хозяйства, огня и, по совместительству, южной стороны света.

До сих пор ученым не удавалось обнаружить целиком сохранившийся алтарь данного божества. И это несмотря на то, что культ Тлалока был весьма распространен практически по всей Мексике. Согласно свидетельствам участников экспедиции Кортеса, в Теночтитлане храм этого весьма мирного и очень полезного бога располагался рядом со святилищем главного божества ацтеков, грозного бога войны Уицилопочтли. То есть Тлалок считался вторым лицом в небесной иерархии ацтеков.

Однако, если говорить по существу, скорее, Тлалок был богом не "номер два", а "номер один". В засушливой центральной Мексике только дожди могли обеспечить необходимое для выращивания урожая количество влаги. А без них страну ждал голод, в результате которого воинственный Уицилопочтли остался бы без своих верных слуг-воинов. Возможно, именно поэтому культ Тлалока был более широко распространен: богу дождей поклонялись не только в столице, но и в других поселениях огромной империи.

Согласно описаниям испанцев, в Теночтитлане внутри храма данного бога было отведено специальное помещение, в котором находилась статуя Тлалока. Этот бог изображался в виде человека с лицом ягуара, часто с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз и со змеиными завитками перед носом. Его голову венчала корона, зубья которой напоминали початки кукурузы, тело покрывала накидка черного цвета, а в руках повелитель дождей держал змееподобный, усаженный зубами посох, символизирующий молнию. Впрочем, иногда вместо него Тлалок сжимал в руке или стебель маиса, или кувшин с водой.

Фото: AP

Перед изображением этого бога в его храме обычно ставили сосуд, наполненный зерном всех видов, что должно было символизировать произрастание, которое, как все надеялись, принесет плоды. Впрочем, иногда это действо имело не только ритуальное, но и практическое значение. Есть основаниепредполагать,чтовдождливый сезон в храме Тлалока просто хранили семенное зерно, чтобы оно не сгнило. Действительно, кому как не богу земледелия следовало позаботиться о его сохранности!

Кроме храма в центре города, согласно свидетельствам, на горе Тлалок близ Теночтитлана была воздвигнута статуя этого бога из белой лавы. Повелитель дождей был изображен полулежа, с приподнятой на локтях верхней частью туловища и полусогнутыми коленями, с лицом, обращенным к востоку (что не удивительно, ведь несущие дожди циклоны приходили в Мексику именно оттуда). Водружение статуи на горе символизировало, что Тлалок вместе со своей супругой, изумрудной богиней Чалчиуитликуэ, обитал на вершинах высочайших гор. Там же вместе с четой небожителей жили и их многочисленные дети — облака.

Однако в провинциях ацтекского государства жители зачастую не могли воздвигать громадные храмы или роскошные статуи Тлалока. Вместо этого они сооружали алтари наподобие того, что недавно был обнаружен мексиканскими археологами. Сам алтарь как бы символизировал горное жилище бога, а во время ритуальной церемонии на него ставили фигурку Тлалока, которая, как правило, изготавливалась из зеленоватого камня, жадеита. Перед богом устраивали ритуальные пляски и песнопения, зажигали ароматические смолы и приносили ему дары в виде семян и клубней культурных растений.

Стоит заметить, что алтари Тлалока, в отличие от таковых Уицилопочтли не знали кровавых человеческих жертвоприношений. Хотя людей в жертву этому богу, конечно же, приносили — однако не в тех местах, где воздвигались его алтари. Тлалок, в отличие от других богов, в качестве жертв требовал детей, которых топили в омуте. Причем, если дети при этом плакали, то данный факт считался счастливым знаком. Происходило все это во время главного праздника этого бога, Эцалькуалицтли (дословно — "время, когда едят пищу из бобов"), который проводили приблизительно 13 мая, то есть в самом начале сезона дождей.

Однако за судьбу детей, принесенных в жертву данному божеству, жители Мезоамерики не очень-то и переживали — согласно легендам, после смерти они попадали в водяной рай под названием Тлалокан (Страна Тлалока), где царило изобилие плодов и не было голода. А тех детишек, которые чем-то понравились божеству, он назначал своими помощниками, которые после вхождения в "должность" именовались Тлалоки-карлики. Эти духи обитали в различных источниках и являлись как бы наместниками Тлалока на земле — они должны были сообщать божеству, страдает ли вверенный их покровительству район от засухи.

Интересно, что, кроме детей, в Тлалокане обитали еще и те, кто умер от водянки, подагры, ревматизма (считалось, что Тлалок насылает данные болезни, как знак своего особого расположения к человеку), а также утопленники и те, кто погиб от удара молнии. Жизнь в Тлалокане, согласно легендам, была не в пример лучше той, которая ожидала всех простолюдинов, умерших при других обстоятельствах, — ведь они отправлялись прямиком в темное обиталище Миктлана, всепожирающего темного Властелина смерти, который съедал их души без остатка. Возможно, именно поэтому многие родители сами хотели того, чтобы их дети были принесены в жертву Тлалоку — ведь это давало реальный шанс на то, что после смерти они смогут неплохо устроиться.

Другой праздник, посвященный Тлалоку, Куауитлеуа, отмечался 2 февраля и как бы начинал ацтекский год. Во время этого праздника жрецы Тлалока ныряли в озеро, подражая звукам и движениям лягушек, которые, как водные обитатели, были под особой защитой этого бога (даже его жену, Чалчиутликуэ, часто изображали в виде небольшой лягушки). Смысл данной церемонии был в том, чтобы, изображая вестников божества, напомнить ему о том, что прихода дождей очень ждут на земле.

Читайте также: Захоронения майя перед концом света

Сейчас археологи обследуют местность вокруг найденного алтаря Тлалока, предполагая найти и другие артефакты, связанные с культом этого бога. Возможно, удача улыбнется им. Да и самому Тлалоку их деятельность явно придется по душе — ведь этот бог, согласно легендам, является покровителем нынешней эпохи по ацтекскому календарю. И ему будет приятно видеть, что на Земле его по-прежнему помнят…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить