Попса теперь уже не та, что прежде...

Ваша бабушка жалуется, что популярная музыка стала слишком громкой, а мелодии — более однообразными, чем в дни ее юности? Вы удивитесь, но она права. Сотрудники испанского НИИ проанализировали популярные песни последних шести десятилетий. Оказалось, что громкость музыки растет на один децибел каждые восемь лет, а разнообразие аккордов снижается.

Испанский ученый Жуан Серра и его коллеги из барселонского НИИ искусственного интеллекта исследовали, как изменилась популярная музыка за последние 55 лет. Они обратились к базе данных под названием "Миллион песен". Этот архив представляет собой общедоступный 280-гигабайтный файл, содержащий исчерпывающую информацию о композициях почти 45 тысяч исполнителей. Исследователи сосредоточили свое внимание на 464 с половиной тысячах песен, которые были написаны и исполнены с 1955-го по 2010 год.

Барселонские ученые проанализировали, как изменялась тональность, тембр и громкость песен. Первое, что они обнаружили, — поп-музыка стала громче. Жалобы пожилых людей на то, что современные песни "грохочут так, что можно оглохнуть", имеют под собой основание. И дело здесь, разумеется, не в том, как сильно вы повернули ручку настройки динамика. Речь идет об особенностях звукозаписи.

Читайте также: Рок полезен для ума, а попса — для дисциплины

Вообще аудиосигнал колеблется между определенными значениями, максимум от +1 и до -1. Ну а сигнал же с предельными значениями +0,6 и -0,6 громче того, который ограничен отметками +0,2 и -0,2. Так вот, диапазон аудиосигнала с годами становится шире, то есть громкость музыки растет. Популярные песни становятся все оглушительнее — примерно на один децибел каждые восемь лет. При этом, как ни печально, песни становятся не просто громкими, а однообразно громкими, утверждают ученые. В современных мелодиях нет никаких акцентов.

После пика разнообразия и оригинальности музыки, приходящегося, по мнению исследователей, на 1960-е годы, тембровое разнообразие снизилось и продолжает падать. Методы записи стали стандартными, как и палитра инструментов. То же самое и с тональностью. Если в 1960-е по радио можно было услышать самую разнообразную музыку, то современные мелодии в основном сводятся к набору одних и тех же популярных аккордов и комбинаций нот. Композиторы выбирают только те, которые уже испытаны предшественниками. Эту тенденцию Серра назвал "прогрессивной гомогенизацией музыкального дискурса".

 

Справедливости ради следует отметить, что база данных, выбранная испанскими учеными, далека от совершенств. К примеру, там хранится всего 2,5 тысячи песен периода 1955-1959 годов, а вот 2005-2009-й представляют аж 177 тысяч композиций. Из-за неравномерности охвата музыкальных периодов может быть трудно судить, какие мелодические ходы и ритмы были действительно характерны для того или иного десятилетия.

Но если ученые правы, как же спасти эстраду от неизбежного упадка? По словам исследователей, помочь должны ремейки старых песен. Стоит перезаписать старые мелодии так, чтобы они зазвучали на современный лад. По словам Серра, потери при цифровой обработке звука в данном случае могут, наоборот, обернуться преимуществом: музыка прошлого зазвучит по-другому и снова войдет в моду. "Старая мелодия, записанная с помощью современных технологий, которые позволяют увеличить ее громкость, а также с несколько упрощенными переходами между аккордами и новым звучанием может восприниматься как новая и модная", — говорит Серра.

Кстати, еще один секрет современной попсы. В старину музыка писалась по строгим композиционным канонам. Произведения начинались и заканчивались определенными музыкальными ходами. Ученые наших дней поражаются, как композиторы прошлого, не знавшие многих закономерностей работы мозга, тем не менее подбирали очень гармоничные сочетания звуков: творения классиков наша нервная система воспринимает как совершенные музыкальные произведения.

Читайте также: Музыкальная эволюция по теории Дарвина

А вот мелодии современных поп-шлягеров словно "оборваны". И не всегда потому, что их композиторам недостает музыкального образования. Это хитрый коммерческий ход: мозг словно пытается "подобрать" окончание к незавершенной мелодии, раз за разом прокручивая ее в голове. А мы жалуемся: "Вроде дурацкая песенка, но почему-то прилипла". Даже жаль, что Бетховен и Моцарт не пользовались такими уловками. Возможно, тогда сограждане по дороге на работу напевали бы под нос не "Черный бумер", а "Маленькую ночную серенаду".

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить